Posted 27 апреля 2004,, 20:00

Published 27 апреля 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:47

Updated 8 марта, 09:47

Каштановая революция?

27 апреля 2004, 20:00
Михаил Саакашвили, прибывший в Киев с официальным визитом, сегодня встречается с лидером блока «Наша Украина» Виктором Ющенко. Эту встречу местные журналисты считают самой важной в программе грузинского президента, несмотря на то что вчера его принимали Леонид Кучма и другие первые лица Украины.

Дело в том, что Ющенко, так же, как недавно Саакашвили, возглавляет объединенную оппозицию, рвется к власти и вполне может ее получить по итогам президентских выборов в октябре. Сегодня он самый популярный политик в стране, но у него нет такой поддержки извне, какая была у грузинского лидера. Заручиться ею лидер украинской оппозиции вполне может с помощью своего грузинского друга.

Нынешняя встреча Михаила Саакашвили с Виктором Ющенко – третья за последние пять месяцев. Первая состоялась в декабре прошлого года в Киеве, куда Саакашвили приезжал, будучи кандидатом в президенты Грузии. Вторая в Тбилиси – на инаугурации Саакашвили.

В принципе с лидером «Нашей Украины», как одним из наиболее «проходных» кандидатов в президенты, встречаются все высокопоставленные зарубежные гости украинской столицы. Но встреча с Саакашвили символична, поскольку проходит в разгар скандала, связанного с выборами мэра небольшого закарпатского городка Мукачево, То, что здесь недавно произошло, напоминает начало «революции роз» в Грузии. Именно в Мукачево столкнулись интересы двух политических сил – партии власти, представленной социал-демократами (СДПУ) и главой президентской администрации Виктором Медведчуком, а также «Нашей Украины», руководимой Виктором Ющенко. И те и другие расценивали Мукачево как полигон для пробы сил перед президентскими выборами, которые предстоят осенью. Ситуация здесь была так накалена, что президент Украины вынужден был ввести в городе прямое президентское правление.

Несмотря на это, выборы мэра Мукачево сопровождались побоищем, захватом в заложники депутатов от оппозиции и ко всему еще и исчезновением бюллетеней. Непонятно на чем основывался территориальный избирком, но он объявил победителем Эрнеста Нусера, которого поддерживали пропрезидентские круги. «Наша Украина» и другие оппозиционные партии назвали все это театром абсурда и стали искать справедливости в европейских структурах. Запад возмутился.

По мнению западных дипломатов, история с выборами в Мукачево может негативно отразиться на динамике вхождения Украины в евроатлантические структуры. Во всяком случае до выборов президента никаких разговоров о вступлении Украины в НАТО не предвидится. Скорее всего, мукачевский казус отразится и на формате рабочей группы Украина-НАТО, проведение которой планируется на июньском саммите Альянса в Стамбуле. Украинская сторона очень рассчитывает на то, что Украину там будет представлять Леонид Кучма. Но Брюссель пока однозначного ответа не дал. А генсек НАТО во время недавнего пребывания в Киеве заявил, что такой вопрос лишь рассматривается. Появление Кучмы в Стамбуле становится все более и более проблематичным. Ибо, несмотря на грозные команды главы государства силовым структурам разобраться с ситуацией вокруг Мукачево до 1 мая, ни для кого не является секретом, что президент Украины был лично заинтересован в победе представителя социал-демократической партии, которую возглавляет глава его администрации. Кстати, в понедельник о событиях в Западной Украине говорил и заместитель помощника госсекретаря США по делам Европы и Евразии Стивен Пайфер, который находился с визитом в Киеве. Показательно, что он встречался не только с представителями действующей власти, но и с Виктором Ющенко. Стивен Пайфер заявил, что США будут сотрудничать с новым президентом Украины только при проведении честной и демократической предвыборной кампании.

Что же касается встречи Ющенко с Саакашвили, то маловероятно, что лидер «Нашей Украины» сегодня узнает что-то новое из области проведения «мягких» революций. Он неоднократно заявлял о том, что не является сторонником экспорта чужих сценариев. Но вместе с тем не скрывал и возможности включения «фактора улицы» в случае «адекватной реакции» на бесчинства власти, но с учетом украинской специфики. Подобный вариант развития событий в Киеве уже успели окрестить «каштановой революцией».

"