Posted 28 февраля 2022,, 09:43

Published 28 февраля 2022,, 09:43

Modified 7 марта, 11:49

Updated 7 марта, 11:49

Антивоенная акция в Минске

Белорусский референдум показал масштаб антивоенных настроений в республике

28 февраля 2022, 09:43
Фото: imag.one
Антивоенная акция в Минске
В воскресенье, 27 февраля, в Белоруссии прошел референдум по изменению Основного закона страны. Но белорусов на этот раз больше интересовала военная операция на Украине, чем конституционная реформа.

По официальным данным, внесение изменений и дополнений в Основной закон Белоруссии на референдуме поддержали, по предварительным данным, 65,16% граждан, обладающих правом голоса, против выступили 10,07%.

Как заявил председатель Центризбиркома Игорь Карпенко, в голосовании на референдуме приняли участие 78,63% граждан. В бюллетене им предложили ответить на один вопрос: «Принимаете ли вы изменения и дополнения Конституции Республики Беларусь?»

Референдум, как отметило BBC, прошел без западных и независимых белорусских наблюдателей. На избирательных участках были замечены представители стран СНГ. Избирательные комиссии полностью состояли из представителей государственных организаций и учреждений.

Газета «Коммерсантъ» напомнила: о необходимости реформы белорусской Конституции Александр Лукашенко заговорил еще до выборов в августе 2020 года и последовавшего за ними кризиса. Но наиболее активно поправки стали разрабатывать уже после трагических событий в Белоруссии.

По сути, к весьма простой системе государственной власти, полностью ориентированной на президента, добавляется важный элемент -Всебелорусское народное собрание (ВНС). Этот орган становится конституционным и будет собираться не реже раза в год, чтобы утверждать основные направления внутренней и внешней политики, военную доктрину, концепцию национальной безопасности страны, а также вводить чрезвычайное положение «в случае бездействия президента».

Лукашенко предпочитает сидеть на нескольких стульях

«ВНС - непонятная с точки зрения конституционного права надстройка, четвертая власть, в которой смешаны все три, - заявил минский юрист Артем Проскалович. - Конституция, которая и без того не предусматривает никакого разделения властей и системы сдержек и противовесов, еще больше усложняется и размывает границы как компетенций, так и ответственности. На период, когда Лукашенко начнет совмещать два поста, получается, что контролируемый орган будет одновременно и контролирующим органом».

«Тут как раз все ясно: Лукашенко наделил себя правом сидеть на нескольких стульях - быть президентом и руководителем Народного собрания. Это четкий тренд на то, что главная цель конституционной реформы - удерживать власть недемократичными инструментами. Это перекладывание полномочий из правого кармана в левый - пиджак один и тот же», - сказал ВВС белорусский оппозиционер Анатолий Лебедько. -

В пунктах, касающихся внешней политики, тоже есть изменения. С одной стороны, у белорусских военных появляется возможность участвовать в операциях за рубежом, а с другой - отныне «исключается военная агрессия со своей территории в отношении других государств».

«Формально голосование легализует белорусские власти, - заявил «Ъ» бывший белорусский дипломат Павел Мацукевич. - Но общественный запрос был совершенно иным. Люди хотели смены действующей власти, а получили изменения в Конституции, которые гарантируют Лукашенко власть по гроб жизни».

В экспертном сообществе считают, что Лукашенко мог бы вообще обойтись без конституционной реформы. Сославшись на внешнюю угрозу, он мог бы установить режим чрезвычайного положения и править, опираясь на «штыки». Но он не пошел на демонстративную диктатуру, а попытался отодвинуть свой неминуемый уход от власти имитацией реформы Конституции.

«Все эти конституционные ухищрения, предпринятые белорусскими властями, говорят о том, что Лукашенко окончательно потерял динамику своего правления. Он политически отступает, «окапывается», «минирует» любые юридические подходы и «траншеи» к устоям своего политического доминирования в стране, а заодно пытается предугадать и выявить угрозы белорусскому авторитаризму, то есть своей несменяемой власти. В итоге Лукашенко превратил новый вариант белорусской Конституции в причудливое и несочетаемое друг с другом нагромождение юридических препятствий, не позволяющих народу, как реальному источнику власти в Республике Беларусь добраться до того, кто эту власть приватизировал, а фактически украл у народа», - заявил «НИ» политолог Андрей Суздальцев.

«Оскал» белорусского национализма

ТАСС со ссылкой на официальный Минск сообщил: сотрудники правоохранительных органов Белоруссии в день проведения референдума задержали около 800 человек за нарушения общественного порядка.

В белорусском МВД заявили, что «несмотря на многочисленные призывы от деструктивных Telegram-каналов к дестабилизации обстановки, которые распространялись гражданами, находящимися за пределами страны, массовости протестных акций не получилось».

Сотрудники милиции были ориентированы на оперативное реагирование и пресечение провокаций, отметили в ведомстве.

- В день голосования на территории Белоруссии не было массовых антиконституционных протестов или громких заявлений против существующего режима. Дело в том, что все сегодня в республике заняты темой участия Минска в спецоперации российских войск на Украине. Белорусская оппозиция считает, что Лукашенко участвует в этой заварухе. Поэтому впервые за последние полтора года люди вышли на протестные акции. По некоторым данным, в Минске в них приняло участие порядка 5 тысяч человек. Но общего митинга или марша не было. Собирались у избирательных участков по 100-200 человек, которые скандировали: «Нет войне!».

В Минске к вечеру небольшая группа демонстрантов собралась у здания генерального штаба, но их очень быстро разогнали, многих задержали.

- Представьте, что за полтора года власти не допускали никаких протестов или пикетов! То, что люди вышли на улицу, свидетельствует о том, что белорусское общество остается расколотым, неприятие политики Лукашенко сохраняется. При этом надо отметить, что перед нами встает очень жесткая антироссийская Белоруссия. Еще два года назад симпатии к России были высокие. Сегодня настроения в обществе меняются. Оппозиция причины своего провала перенесла на Москву. Мы видим «оскал» белорусского национализма. Около 80% белорусов сегодня настроены крайне антироссийски, - заявил «НИ» Андрей Суздальцев.

"