Posted 27 января 2005,, 21:00

Published 27 января 2005,, 21:00

Modified 8 марта, 09:41

Updated 8 марта, 09:41

Последний всхлип революции

Последний всхлип революции

27 января 2005, 21:00
Вот так и кончится этот мир, писал поэт, не взрывом, но всхлипом. О том, как заканчиваются революции, поэты не пишут – ведь это уже не поэзия, а проза. Всего несколько дней назад посреди Киева было самое настоящее село – с хатками-палатками, печками-буржуйками, огороженное «парканом» (забором), а главное, со своим укла

Но вернулась не сразу. Первыми Крещатик покинули активисты движения «Пора». С самого начала их желто-черные флаги были в самых горячих точках – у зданий правительства, администрации президента, Верховного суда. И хотя «Пора» – даже не организация, а постоянно действующий «флэш-моб» (мгновенно собирающаяся в неожиданных местах толпа), хлопцы эти казались на удивление дисциплинированными. Когда Верховный суд вынес судьбоносное решение о новых выборах, они свернули палатки и исчезли так же быстро, как и появились. «Пора» оказалась авангардом революции, самой сознательной ее частью. Кроме нее, в палаточном городке, в лучшие дни населяемом 10 тыс. человек, были и другие «фракции». Прежде всего студенты. Селились они кучно, но когда молчание родных деканатов и мольбы родственников о возвращении сменились рычанием, многие начали расходиться. Уже к Новому году население городка поредело, и возникли сомнения в его необходимости. После Нового года подъем первых дней революции сменился ожиданием. Людей еще кормили, но власти города дали понять, что пора и честь знать.

К тому времени палаточный табор оброс торговой «инфраструктурой». На потаенных фабричках под Киевом наладили производство революционной атрибутики. Оранжевые шапочки по 40 гривен (5 долларов – вдвое дороже обычных), оранжевые свитера, которым сделала неплохую рекламу Юлия Тимошенко, – по 120. Тут же и шарфики с атрибутикой про «народного президента», кружки и диски с революционными песнями. Кроме рэперских захрипов (запевами их не назовешь), родилась и настоящая песня – «Помаранчевая (оранжевая) река» голосистого Олега Скрипки из «Воплей Видоплясова». Однако творческому подъему «оранжевая революция» не способствовала, скорее уж романтическому – на майдане образовались три молодые семьи. Говорят, городской голова Александр Омельченко пообещал молодоженам квартиры в Киеве. Славно, конечно, но понравилось не всем. «У меня сын и невестка ютятся со мной в однокомнатной квартире, – кричала мне в ухо пожилая киевлянка, – ну и где им взять пятьдесят тысяч, чтоб себе квартиру купить? Тоже на майдан выйти?»

Украинцы Страсбурга встречали Ющенко как гетмана.

Но накануне инаугурации городские власти взялись за палаточников всерьез. Одним дали денег на отъезд, других временно – до инаугурации – поселили на базах отдыха под Киевом. Но когда «время» кончилось, отвезли не на инаугурацию на Крещатике, а на вокзал. Тем не менее городок не исчез. В понедельник, уже после присяги Ющенко, с десяток палаток блокировали движение по центральной улице. Их обитатели лениво объяснялись с милицией. Правда, говорить были способны не все – часть обитателей выглядела так, будто только что вылезла из бутылей питерской Кунсткамеры.

– Деточка, не посылай меня, я ж вам все эти дни чай-кофе носила! – кричала милиционеру пожилая женщина.

– Это все Юлькины люди, – строго откомментировал ее выступление некий народный комментатор, – вот на днях пришли ее депутаты, раздали всем по 20 гривен. Да тут все за нее горой. Вот только люди ее, те, что деньги раздавали, они не очень. Раздали не всем, а потом шасть в ресторан и сидят, празднуют.

Господин (по виду чиновник, в руках – папка) был не согласен:

– Да бездельники это все. Уже по сто раз деньги им раздавали, просили – езжайте, а они сидят и сидят!

Хлопец со ссадиной на переносице и синяком на оба глаза, дыша перегаром, парировал:

– Ты, что ль, раздавал, что нам ничего не досталось? А? Отвечай, падлюка!

Правда, даже в этом хаосе нашелся «старшой», он же староста потока из Львовского университета. Объяснил: денег хватило не всем, списки были неполными. Вот сотни три человек и сидят.

Такой уж город Киев, что все важные дела в нем делаются ночью. Лишь поздно вечером сюда пришли люди из горсовета, принесли по 50–60 гривен на дорогу и попросили «арьергард революции» по домам. На Крещатик вышла бригада дворников. Спустя 64 дня после начала революции движение было открыто. Правда, на следующее утро возле метро еще курились две бочки, окруженные последними «революционерами» бомжеватого вида. Живописный дед в шинели и морской фуражке, обмотанный оранжевыми лентами, давал последнее интервью «5-му каналу». Мол, денег опять хватило не всем.

– Люди на майдане собрались разные. Но это же люди. А их бросили, как отработанный материал, – поделился со мной мыслями интеллигентного вида киевлянин.

В Киеве снова похолодало. Грели зябнущие ладошки у костра неопрятные дивчины. Ждали ночи. И дождались – добрые дяди пришли и профинансировали тех, кому не хватило. К утру последние революционеры разъехались. Как говорят в Грузии, «гости нужны как воздух. Но когда воздух входит и не выходит – человек задыхается». Воздух вышел. От революции остался новый президент, его команда, память и – политическая технология, которая обещает стать знаменитой. Вот она: берете двести палаток, две плазменные панели – два на три метра, перекрываете движение… Но только не забудьте дать билеты на обратную дорогу – иначе революции возвращаются.



ЯНУКОВИЧ ИЩЕТ В МОСКВЕ РЕСУРСЫ ДЛЯ ПРОДОЛЖЕНИЯ БОРЬБЫ

По информации «НИ», проигравший кандидат в президенты Украины Виктор Янукович сейчас находится в Москве и просит денег на борьбу против Виктора Ющенко. Российская сторона в свою очередь требует отчета о средствах, которые были потрачены на украинские выборы.
Уже второй день сотрудники аппарата Госдумы встречают в парламентских коридорах экс-кандидата в президенты Украины. Говорят, что г-н Янукович провел несколько встреч с руководством палаты. Темой переговоров было заявлено формирование на Украине пророссийской оппозиционной партии. Разговор идет о финансировании этой структуры. Однако, по информации «НИ», на встречах поднимался вопрос о деньгах, которые Россия потратила на украинские выборы. По мнению российской стороны, вложенные в избирательную кампанию Виктора Януковича деньги были израсходованы неэффективно. Теперь от экс-кандидата хотят получить ответ.
Переговоры идут столь напряженно, что, по слухам, с Виктором Януковичем был вынужден встретиться даже лично президент Путин. Сейчас главный украинский оппозиционер проживает в одном из подмосковных элитных санаториев и не собирается возвращаться на Родину, пока не уладит с российской стороной все финансово-политические вопросы.

Александр ВАСИЛЬЕВ


ЮЩЕНКО И СААКАШВИЛИ ВЫДВИНУЛИ НА НОБЕЛЕВСКУЮ ПРЕМИЮ МИРА

Заявку об этом в Нобелевский комитет подали американские сенаторы Хиллари Клинтон (от демократов) и Джон Маккейн (от республиканцев). Они подчеркнули, что оба президента продемонстрировали «экстраординарную приверженность миру», а также сыграли историческую роль в Грузии и на Украине. Известие об этом застало Ющенко в Польше, где он участвовал в торжествах по поводу освобождения Освенцима и встречался с вице-президентом США Диком Чейни, который, кстати, присоединился к мнению сенаторов, назвав Ющенко «союзником США в борьбе за свободу».

"