Posted 27 декабря 2017, 11:50

Published 27 декабря 2017, 11:50

Modified 7 марта, 17:10

Updated 7 марта, 17:10

"Барин вернулся!" В Зимбабве с радостью встречают белых фермеров

27 декабря 2017, 11:50
Нескрываемая радость на лицах, песни и пляски - так бывшие темнокожие рабочие фермы встречали её владельца, Роберта Смарта, изгнанного в годы правления прежнего президента Зимбабве Роберта Мугабе. Новый глава страны начал процесс возвращения земель белым фермерам.

"Слезы радости, когда белый зимбабвийский фермер возвращается к захваченной у него земле", - сообщает твиттер Reuters.

"Самое неполиткорректное видео, которое только можно себе представить", - комментирует телеграм-канал Varlamov News.

"Новый президент Зимбабве Эммерсон Мнангагва впервые вернул землю белому фермеру. Надел у Роберта Смарта отняли во времена правления предыдущего главы государства Роберте Мугабе, - пишет wolf-gray. - Десятки рабочих и местные жители встречали фермера аплодисментами и песнями.

Новый зимбабвийский лидер назвал земельную реформу неизбежной. Он пообещал компенсировать убытки фермерам, потерявшим угодья в результате реформ Мугабе. Таким образом, глава государства хочет привлечь в страну инвестиции.

Отмечается, что с министром земледелия страны собираются встретиться представители Фермерского союза, представляющего интересы белых фермеров. Гонения на них начались в конце 1990-х годов. В 2000-м правящая партия Зимбабве (Африканский национальный союз - Патриотический фронт) во главе с Мугабе начала проводить земельную реформу. В то время белое население составляло лишь один процент, однако владело большим количеством плодородных угодий. В результате почти все эти земельные хозяйства были отобраны.

В 2000 году в Зимбабве проживали 4,5 тысячи белых фермеров, после реформы их осталось всего несколько сотен. В середине ноября в Зимбабве произошел бескровный переворот, в результате которого пост главы государства достался Эммерсону Мнангагве. Мугабе правил страной с 1980 года".

"Последний (он же единственный) белый президент Родезии Ян Смит, несмотря на то, что считался ярым расистом, дожил свой век фермером – никто его не трогал, - пишет uborshizzza. - Жил на своей ферме. Часто общался с людьми, в том числе темнокожими африканцами. Написал мемуары. Охотно давал интервью, в которых критиковал Мугабе за коммунистические методы правления. Говорил, что прежде гордился Родезией, но не находит сил гордиться Зимбабве. Из-за ухудшения здоровья в 2005 году Смит переехал в ЮАР и поселился в доме престарелых южного пригорода Кейптауна. Скончался в возрасте 88 лет.

Вот отрывок из его мемуаров: "Очень часто, когда я шел к своему автомобилю, чтобы съездить на обеденный перерыв, ко мне на улице подходили люди, с просьбой дать автограф, либо просто сказать что-нибудь приветственное и одним из самых частых замечаний с их стороны было: "В этой стране черное население выглядит самым счастливым, чем где-либо". Верховный комиссар полиции показал мне статистику, согласно которой уровень преступности в стране pro rata к численности населения был самым низким в мире.

Как я уже упоминал ранее, после распада Федерации (Родезии и Ньясаленда) наши усилия привели к тому что в Родезии были созданы самые лучшие условия для местного черного населения в области образования, здравоохранения, жилья, отдыха и культурного развития чем где-либо во всей субэкваториальной Африке. И именно этому британцы стремились положить конец – не останавливаясь ни перед чем.

Вероятнее всего, наиболее сильным аргументом, свидетельствующим в пользу нашей независимости, является нынешняя история Африки – мы жили бок о бок с этими странами и воочию наблюдали результаты. Первой британской колонией, кому была дарована независимость, стала Гана – в 1957. Британцы немедля объявили, что славный пример свободной Ганы явит собой успех британской колониальной политики. Буквально в течение пары лет президент Нкрума установил в стране диктатуру одной партии, половина членов парламента были брошены в тюрьму, от лидеров оппозиции избавились, экономика развалилась, а президент завел себе за границей личный счёт, куда положил несколько миллионов фунтов. В 1966 его сместили с поста, и ему ещё повезло, что он успел бежать живым.

За этим последовала Нигерия, 1960. Нам было объявлено, что Нигерия – развитая страна, чьи связи с Британией и Европой насчитывают более чем 200 лет. В стране были сильны противоречия между различными этническими и религиозными группами, но предполагалось, что конституция, написанная англичанами, их устранит. В самом скором времени в стране разразилась ожесточённая гражданская война между мусульманским Севером и негритянским Югом. Коррупция во власти била все рекорды, и экономика моментально опустилась на дно. В то время как мы вели переговоры с Британией, в Родезию приходили известия о сотнях убийств, происходивших во время "свободных" выборов в Нигерии. Несмотря на это, приготовления к конференции премьер-министров стран Содружества в Лагосе шли полным ходом. На закрытии этой конференции Вильсон в цветистых оборотах расписывал успешное развитие независимой Нигерии, а также то, как процветают остальные независимые страны Содружества. Британия, заявил Вильсон, гордится тем, что она внесла весомый вклад в это процветание. Через несколько дней после окончания конференции, нигерийский диктатор Абубакар Тафава Балева и несколько его министров были зверски убиты.

Затем пришел черед независимости Бельгийского Конго, также в 1960. В стране немедленно вспыхнула гражданская война, количество насильственных смертей измерялось десятками тысяч, а белые поселенцы оказались в самом центре этого пожара, состоящего из хаоса, изнасилований и убийств. Беженцы тысячами прибывали в Родезию и наша страна немедленно протянула им руку помощи. Нет смысла упоминать о том, что описания зверств, которым подвергались эти несчастные, подтверждались врачами наших больниц и госпиталей – на родезийцев это произвело неизгладимое впечатление.

Независимость также пришла в Танзанию, Замбию, Уганду и Кению. Шаблон везде был одним и тем же: межплеменное насилие, резня, тюремное заключение для оппозиции, перевороты, потрясающая коррупция во власти, личные заграничные счета правящей верхушки и неиссякаемый поток белых беженцев у которых отобрали всё им принадлежащее. В независимой Замбии в октябре 1964, физическое уничтожение политических оппонентов шло полным ходом, коррупция достигла угрожающих масштабов, а президент Каунда объявил о создании в стране однопартийной системы. Однако Британия с радостью предоставила им независимость, в то время как Родезии, имевшей опыт сорокалетнего самоуправления, было категорически отказано. Ну и как после этого родезийцы должны были воспринимать столь неприкрытое лицемерие и откровенные двойные стандарты, особенно, если речь шла о собственном будущем и собственных жизнях?

Много раз я подчеркивал тот факт, что в тех случаях, когда британские решения африканских проблем проваливались – а это было всегда – англичане немедленно отворачивались от этого, предпочитая дистанцироваться от того безобразия, что они сотворили. При этом они отказываются признавать тот факт, что коль другие люди решили жить самостоятельно, то они, естественно пытаются избежать подобных ошибок, учитывая их в построении своего общества".

Активный отъем земли белыми колонистами у африканцев начался в 20-е годы XX века, а массовый характер принял в 1950—60-е годы. Настоящего апартеида в Родезии не было, но все же земля находилась преимущественно в руках белого меньшинства, белые занимали чиновничьи должности, были места, куда черных не пускали (рестораны, клуб, отели). Негры должны были нести некую рабочую повинность, заключавшуюся в том, что они работали на кого-то из белых фермеров за очень небольшую плату или даже бесплатно...

В 1953 году была организована Федерация Родезии и Ньясаленда, включавшая Южную Родезию, Северную Родезию и Ньясаленд (современная Малави), со статусом федеральной территории (уже не колонии, но ещё не доминиона). Однако через десять лет, в 1963 году Федерация развалилась, когда независимость получили Замбия и Малави. Белое правительство Южной Родезии также требовало независимости, однако Лондон отказывался её предоставить, прежде чем власть в стране будет полностью отдана чёрному большинству. В ответ 11 ноября 1965 года премьер-министр Южной Родезии Ян Смит провозгласил независимость, которая не была признана Великобританией. В 1970 году Смит провозгласил Родезию республикой, что также не получило международного признания.

Любопытно, что Яна Смита ненавидели все в мире – СССР, Европа, Китай, но больше всех Великобритания... В Родезии до 30-ти лет жила Дорис Лессинг, получившая Нобелевскую премию по литературе. Ее первый роман был о жизни в Родезии...

12 декабря 1979 года власть в Родезии-Зимбабве была временно передана британскому губернатору лорду Артуру Кристоферу Джону Соумсу, партизанские отряды должны были прекратить вооруженные действия. На всеобщих выборах 1980 года убедительную победу одержало радикальное крыло ЗАНУ — Африканского национального союза Зимбабве под руководством Роберта Мугабе.

Руководители Зимбабве стали искать в мировом учении такую идеологию, которая могла бы принести процветание нашему народу. Было решено взять идеи К. Маркса в интерпретации В. И. Ленина о равенстве всех людей на земле и свободе. Декларировали строительство общества, в котором было бы интегрировано все положительное из иностранного опыта. В экономике должны были действовать государственные предприятия, кооперативы и личные фермерские хозяйства. В наибольшей степени Зимбабве ориентировалось на КНР. СССР в свое время поддерживал другую группировку повстанцев - не Мугабе.

Первоочередной задачей нового правительства стало перераспределение земли. До 70% ее находилось в руках белых (В 1965 году в Родезии было 230 тыс.белых, сейчас осталось 100 тыс., что составляет 1% населения страны). Предполагалось, что эта реформа будет осуществляться постепенно при финансовой помощи Великобритании, чьей колонией до 1980 года была Зимбабве, называвшаяся тогда Южной Родезией. Планировалось выкупать землю у белых землевладельцев и перераспределять ее среди местного населения.

Какое-то количество земли в 1980-90 годы было перераспределено по этой схеме, но с точки зрения местных жителей, процесс шел очень медленно. Инициаторами быстрого перераспределения земли стали ветераны национально-освободительной борьбы. Они сами по факту захватывали эти земли без всякой санкции на это со стороны государства. Причем вплоть до конца 1990-х годов полиция такие захваты пресекала, зачастую возвращая землю белым фермерам...

Понимая, что поддержка его со стороны населения начинает падать, Мугабе в 2000 году провел референдум об изменении конституции, в который помимо пункта о расширении президентских полномочий, вносился и пункт о возможности безвозмездного изъятия земли у фермеров. Однако большинство (54,6%) принявших участие в голосовании граждан страны отвергло этот проект.Чтобы удержаться у власти Мугабе пошел на такой популистский шаг, как самовольные захваты ферм. В результате перераспределение земли в Зимбабве прошло очень беспорядочно, а многие белые фермеры были вынуждены покинуть страну или перейти в другие сферы экономики..."

Подпишитесь