Posted 26 декабря 2013,, 20:00

Published 26 декабря 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 04:34

Updated 8 марта, 04:34

За тех, кто не в море

За тех, кто не в море

26 декабря 2013, 20:00
Президент Уругвая Хосе Мухика собирается предоставить один из портов своей страны государствам, не имеющим выхода к океану. Формально его предложение касается всех стран мира, но фактически им смогут воспользоваться только соседи страны по Южной Америке – Боливия и, особенно, Парагвай. Таким образом президент хочет пок

Хосе Мухика, похоже, вступил в соревнование за право считаться самым экстравагантным латиноамериканским лидером. «Конкурентов» у него много: и лидер Венесуэлы Николас Мадуро, и президент Боливии Эво Моралес. Но обойти их Мухика вполне может. Только-только утихло обсуждение легализации марихуаны, узаконенной в Уругвае стараниями президента, как последовала новая экзотическая инициатива главы государства. Он собирается передать порт на берегу Атлантического океана одной из стран, не имеющих выхода к морю. Формально в тендере на право приобретения части уругвайской земли может принять любая страна, имеющая только сухопутные границы. Но Мухика заявил, что предпочтение будет сделано соседям по региону – Боливии и Парагваю. Окончательный выбор, кому отдать порт, как ожидается, будет сделан еще до президентских выборов в Уругвае, которые состоятся в октябре 2014 года.

«Парагвай сможет выйти к Атлантике со своим деревом, полезными ископаемыми, соей через нашу страну, то же самое сможет сделать и Боливия, это будет означать развитие для региона и рабочие места для Уругвая», – сказал глава государства. Он призвал все страны Южноамериканского общего рынка оказать финансовую помощь в обустройстве или строительстве порта на берегу Атлантического океана. Ориентировочная стоимость проекта пока не называется, но, видимо, она будет достаточно значительной. Однако, как уверен уругвайский президент, это тот случай, когда затраты быстро окупятся.

Решение Мухики является, без преувеличения, революционным. Прежде между странами, не имевшими выхода к морю и морскими державами, действовали только соглашения, касающиеся допуска товаров через портовые города стран-соседей. Многие сухопутные державы умудрялись даже обзавестись собственным флотом. Так, например, под флагом Монголии ходят более четырехсот кораблей. Почти половина из них принадлежит китайским судовладельцам, а остальные – другим иностранцам, в том числе россиянам. Ведь зачастую проще и дешевле зарегистрировать свой корабль в Монголии, чем в нашей стране. Однако вопрос о передаче в собственность монгольских властей какого-либо порта в России или Китае никогда не поднимался.

Решение Мухики было встречено с пониманием в Боливии и, особенно, в Парагвае. Там его расценили в качестве попытки искупить вину очень давнего прошлого. Дело в том, что претензии Парагвая на часть уругвайского побережья стали причиной самого кровавого вооруженного конфликта в Южной Америке, последствия которого ощущаются до сих пор. В ходе Парагвайской войны, длившейся с 1864 по 1870 год, Парагвай потерпел поражение от коалиции Аргентины, Уругвая и Бразилии. По различным подсчетам, в боях, от болезней и террора победителей погибло до 90% мужского населения Парагвая. Страна, некогда бывшая одной из самых экономически развитых в регионе, так и не смогла прийти в себя от этой раны. В наши дни Парагвай – одно из самых бедных государств Латинской Америки. Возможно, порт на берегу Атлантического океана наконец-то поможет парагвайцам занять некогда утерянные позиции. Тем более, сейчас страна – на подъеме: недавно там нашли запасы нефти.

"