Posted 26 декабря 2007,, 21:00

Published 26 декабря 2007,, 21:00

Modified 8 марта, 08:23

Updated 8 марта, 08:23

Арсенальная Америка

Арсенальная Америка

26 декабря 2007, 21:00
В субботу истекает срок, когда президент США Джордж Буш должен подписать или отвергнуть новый закон о торговле оружием. Этот документ, одобренный обеими палатами конгресса, обязывает продавцов оружия запрашивать имя каждого покупателя в Национальной системе немедленной проверки (НСНП), в первую очередь на предмет его п

Один из авторов нового закона член палаты представителей Кэролин Маккарти заявила, что поддержка конгресса стала для нее «самым лучшим рождественским подарком». Мужа Кэролин застрелили в Нью-Йорке незадолго до новогодних праздников 1993 года.

Во время дебатов в конгрессе наибольшее впечатление на американских парламентариев произвел тот факт, что «вирджинский убийца» кореец Чо Сын Хи был психически больным человеком. За полтора года до трагедии судья признал его опасным для самого себя и велел пройти курс лечения. Однако эта информация не попала в НСНП. Власти штата посчитали такие сведения «нарушающими право человека на тайну личной жизни».

В новом же законе четко оговариваются документы, которые необходимо передавать в НСНП. «Это сделает Америку более безопасной и при этом не нарушит прав ни одного законопослушного американца»,– уверен Чарльз Шумер, сенатор от штата Нью-Йорк.

Однако скептики считают, что очередной продукт законотворчества сенаторов и конгрессменов не имеет реального смысла. По их мнению, этот закон не вносит ничего принципиально нового в акт 1968 года, согласно которому покупать огнестрельное оружие не могут люди, совершившие правонарушения и приговоренные как минимум к году тюрьмы; наркоманы и психически нездоровые типажи. Прежде чем стать владельцем пистолета или винтовки, покупателю предстоит пройти проверку по НСНП. И если он находится в розыске или сидел в тюрьме, если ему нет 21 года (в отдельных случаях 18 лет) или он состоит на учете в психиатрической клинике, то по федеральному закону оружия ему не видать.

Но все это, увы, действовало больше в теории. О каком эффективном контроле над продажей оружия может идти речь, если в каждом из 50 штатов США свое «оружейное» законодательство? Мало того, подобные законы могут действовать с различными поправками даже в разных городах одного штата. Что же касается Вирджинии, то до сих пор в этом отношении она считалась одним из самых либеральных штатов в Америке. Не стоит забывать и о судьбе 10-летнего запрета на продажу 19 видов автоматов и винтовок, утвержденного Биллом Клинтоном еще в 1994 году. Срок запрета закончился три года назад, но нынешний президент продлять его почему-то не торопится.

О всесильности «оружейного» лобби в США не говорил только ленивый. Адвокаты Национальной стрелковой ассоциации, главного лоббиста свободной продажи оружия в основном, конечно, напирают на демократию и вторую поправку к конституции США, то есть на право американцев защищать свою жизнь. Если верить опросам общественного мнения, не меньше 40% жителей США имеют хотя бы один пистолет или винтовку. Однако статистика свидетельствует отнюдь не в пользу такого положения вещей: в ФБР утверждают, что огнестрельное оружие применяется в 67% убийств и 43% ограблений. А согласно данным ООН, на каждые 10 тысяч американцев приходится 0,3 случаев ежегодной гибели от огнестрельных ран. В Великобритании же, к примеру, где свободную продажу оружия запретили еще в 1997 году, таких жертв в 30 раз меньше – 0,01. Да и в Швейцарии, где винтовку обязан держать дома каждый мужчина призывного возраста, смертность от огнестрельного оружия намного ниже американской – 0,05. Так что сторонникам свободной продажи пистолетов и винтовок остается кивать лишь на ЮАР, где этот показатель зашкаливает все мыслимые и немыслимые пределы – 7,1. И, к сожалению, на Россию, в которой смертность от огнестрельных ран, несмотря на запрет свободной продажи оружия, тоже высока: как и в ЮАР, и ряде стран Южной Америки она превышает «норму» в 5 случаев на 10 тыс. человек.

СПРАВКА

Национальная система немедленной проверки (National Instant Criminal Background Check System) – компьютерная программа, позволяющая определить, имеет ли право житель США купить огнестрельное оружие. Условия, позволяющие отказать потенциальным клиентам, содержатся в законе о контроле над оружием, принятом в 1968 году. К этой программе обязаны обращаться торговцы всех магазинов, владельцы которых имеют федеральную лицензию на продажу огнестрельного оружия. Она соединена с Национальным центром информации о преступности, куда поступает запрос насчет каждого покупателя. После проверки торговец оружием автоматически получает ответ.

"