Posted 26 июля 2012,, 20:00

Published 26 июля 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:42

Updated 8 марта, 05:42

Чисто американская терапия

Чисто американская терапия

26 июля 2012, 20:00
Как знают жители нашей страны из американских фильмов, фраза «Я подам на вас в суд» относится к числу самых часто произносимых в США. Судиться американцы действительно любят и умеют. Неудивительно, что каждая трагедия, повлекшая за собой гибель людей, вызывает волну судебных исков, жертвами которых могут оказаться как

Едва отзвучала траурная музыка по 12 погибшим в жуткой бойне в городке Аврора, как самые предприимчивые из оставшихся в живых пошли в суд с требованием денег. Первой решилась придать трагедии денежное измерение 18-летняя Торренс Браун, потерявшая в ту жуткую ночь своего друга. Ее адвокат Дон Корпель не озвучил пока размеры претензий своей клиентки, но заявил, что у них далеко идущие планы: «Мы намерены призвать к ответу всех, кто несет ответственность за эту трагедию».

Первым в их списке значится многозальный кинотеатр Century 16, где 24-летний студент Джеймс Холмс устроил в прошлую пятницу кровавую баню во время полуночной премьеры фильма о Бэтмене «Темный рыцарь: возрождение легенды». Кинотеатру придется ответить, почему двери для выхода зрителей не были оснащены сигнализацией и не охранялись. Ведь по версии следствия, преступник, купив билет и войдя в зал, вышел на улицу, оставив дверь приоткрытой, и вернулся с оружием. Следовательно, его можно было задержать. А раз не задержали – значит, виновные в этом должны быть наказаны.

Само собой, рассматривается иск и к киностудии Warner Brothers – за съемки пресловутого фильма, на котором произошла трагедия. Холмс, как известно, назвал себя при аресте Джокером – одним из персонажей истории о Бэтмене. Значит, кинематографистов полагается наказать за то, что вольно или невольно «вдохновили» маньяка на его страшное преступление. Потом наступит очередь еще не названных поименно врачей, которые, по выражению адвоката Браун, «не смогли надлежащим образом оценить психическое состояние» Холмса.

«Сейчас трудно сказать, по какому сценарию будут развиваться события с иском Браун, – сказал «НИ» мэрилендский юрист Марк Котлярский. – Чтобы выиграть дело против кинотеатра, нужно доказать, что тому следовало бы знать об угрозе и что его стандарты безопасности гораздо ниже, чем в других кинотеатрах. А это очень сложно. Однако нельзя исключать, что может быть заключено внесудебное соглашение, и истица так или иначе получит утешительную сумму».

Безусловно, иск Браун – это только начало. Подобное обращение в суд готовят и другие выжившие в кинотеатре Авроры. Все-таки подобные иски не редкость в судебной практике Америки. Волна массовых расстрелов, захлестнувшая страну за последние 10–15 лет, вызвала и волну судебных исков. Первый такого рода иск был подан в 1999 году после бойни в школе Коломбайн в том же штате Колорадо. Двое учащихся старших классов, Эрик Харрис и Дилан Клебольд, убили 13 человек, после чего покончили с собой. Некоторые семьи юных жертв подали совместный иск против компаний, производящих компьютерные игры, полные насилия и жестокости, которые, якобы, и толкнули подростков на преступление. В исковом заявлении упоминались практически все популярные на тот момент игры-стрелялки: Mortal Kombat, Wolfenstein, MechWarrior, Nightmare Creatures, Doom, Resident Evil, Final Fantasy, Quake и Redneck Rampage. Общая сумма исковых требований составила колоссальную сумму – 5 млрд. долларов. Дело рассматривалось в федеральном суде, и иск был отклонен. Был подан иск и против производителей антидепрессанта, который содержался в крови одного из убийц. Истцы, их адвокаты и привлеченный ими в качестве эксперта психиатр Питер Роджер Бреггин пытались доказать, что именно побочные эффекты от применения этого лекарства толкнули подростка на преступление. Этот процесс также выиграть не удалось: компанию-производителя антидепрессанта лишь обязали пожертвовать 10 тысяч долларов в пользу исследований на борьбу с тяжелыми заболеваниями.

Однако часть семей погибших добилась внесудебных компенсаций от родителей Эрика Харриса и Дилана Клебольда, а также от тех, кто помогал им добыть оружие.

Часть родственников жертв расстрела в Вирджинском политехническом институте в 2007 году, устроенного студентом Чо Сын Хи, сумели через суд получить от вуза 8 млн. долларов «за несвоевременное оповещение студентов об опасности в кампусе». Другая часть родственников пострадавших сумела во внесудебном порядке добиться 11 млн. долларов от властей штата. Они приняли на себя ответственность за то, что Чо Сын Хи, которого незадолго до совершенного им преступления в судебном порядке признали психически больным, так и не прошел назначенного ему лечения.

Общественное мнение Америки относится к такого рода судебным искам, скорее, с пониманием, чем с осуждением, даже если осознает, что «наказать долларом» пытаются тех, кто не имел никаких шансов предотвратить трагедию. Во-первых, в США принято доверять судебной системе. Американцы уверены, что суд всегда может установить истину, определить, какой иск имеет под собой основания, а какой нет. Во-вторых, каждый человек невольно ставит себя в положение пострадавших. «Пусть их претензии со стороны кажутся нелепыми, – рассуждают люди, – зато они помогут им хоть как-то прийти в себя после пережитого кошмара». Таким образом, иск становится своеобразным средством терапии. Чисто американским средством.

"