Posted 26 июля 2009,, 20:00

Published 26 июля 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 07:27

Updated 8 марта, 07:27

Один в поле не рыбак

26 июля 2009, 20:00
Вручая главе МИД Швеции (эта страна председательствует сейчас в ЕС) Карлу Бильдту официальную просьбу о вступлении Исландии в Евросоюз, его островной коллега Оссур Скарпхединссон высокопарно заявил: «Мы делаем шаг исторического значения». Хотя еще пару лет назад на Западе нельзя было найти столицу, которая относилась б

Все изменил финансовый кризис. Островная экономика, в которой доминировал банковский сектор, рухнула из-за обширных спекуляций местных банков на международной арене. Все они были национализированы, исландская крона упала в цене почти в два раза. Лишь срочный пакет помощи, предложенный МВФ, ЕС и скандинавскими странами, помог стабилизировать положение.

К власти досрочно пришло новое коалиционное левое правительство, взявшее курс на вступление в ЕС. Большинство населения, как показывали опросы, поддержало это решение. Тем не менее евроскепсис в Исландии по-прежнему силен. На голосовании в парламенте сторонники европейской интеграции победили с перевесом лишь в пять голосов. Даже в кабинете министров единства по поводу будущего Исландии нет. «Зеленые» по-прежнему считают, что можно выжить самостоятельно и все зависит от уступок в сфере рыболовства, которые Рейкьявик выторгует у Брюсселя. Эта отрасль дает 75% экспортных поступлений, исландцы же опасаются, что придется «делиться» своими водами с рыбаками из других стран ЕС. «Нам должны оставить право самим распоряжаться своими морскими ресурсами. С какой стати Брюссель будет учить нас? Это мы можем поучить Европу!» – заявил глава МИД Скарпхединссон, противник присоединения к ЕС без предварительных условий. Окончательное решение будет принято на общенациональном референдуме. Ожидается, что процесс подготовки Исландии к вступлению в ЕС займет около трех лет.

Евросоюз, как отмечают аналитики, переживает «болезнь роста», вызванную быстрым расширением за счет бедных государств Восточной Европы и Балтии. В Старом Свете недовольны тем, что приходится частично содержать бедных восточноевропейских родственников, которые отвечают черной неблагодарностью, проводя внешнюю политику, не согласованную с ЕС. Это проявляется и в отношениях с Россией. Достаточно вспомнить хотя бы недавнее вето Польши на подписание нового соглашения между ЕС и РФ, в котором и Брюссель, и Москва были одинаково заинтересованы.

Сейчас в очереди в ЕС стоят не менее проблемные кандидаты. Это Турция, Хорватия, Сербия, а также Босния и Герцеговина. Заявка Исландии, переживающей трудности, но считающейся страной стабильной и демократичной, пришла очень вовремя. Скептики увидели, что «европейское братство» привлекает не только бедняков, только познающих азы демократии. «Решение Исландии доказывает жизненную силу европейского проекта», – прокомментировал заявку Рейкъявика председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозо, надеющийся, что исландский пример подстегнет страны – члены ЕС одобрить новую конституцию, которую пока никак не удается пробить.

Скандинавские обозреватели считают, что «брюссельские двери» будут открыты перед Исландией даже раньше чем через три года. Уже появились признаки выздоровления островной экономики («перезапуск» банков под новыми названиями обойдется государству примерно в 1 млрд. евро – в два раза дешевле, чем ранее предполагалось), а значит, постепенно будет расти желание исландцев остаться в стороне от ЕС. Один из сторонников идеи, что островитян надо брать «тепленькими», пока дела в экономике не наладились – комиссар ЕС по расширению Олли Рен. «Можно сказать, что типичная балканская страна находится в середине своего марафонского забега к ЕС, между тем как Исландия уже прошла 35, 40 или даже 42 километра из общей дистанции в 42 километра 195 метров» – так г-н Рен оценил шансы стран-кандидатов в интервью финскому бюро новостей FNB.

"