Posted 26 июля 2007,, 20:00

Published 26 июля 2007,, 20:00

Modified 8 марта, 08:28

Updated 8 марта, 08:28

Вторая Трафальгарская битва

Вторая Трафальгарская битва

26 июля 2007, 20:00
Отношения в геополитическом треугольнике Лондон – Мадрид – Вашингтон всегда были довольно запутанными. Здесь и проблема Гибралтара, и американо-испанские разногласия по поводу левых режимов в Латинской Америке, и многое другое. Но теперь между Испанией, с одной стороны, и США и Британией, с другой – разгорелись споры о

Катера испанской гражданской гвардии появились вскоре после того, как «Тревога» вышла из Гибралтара. Гвардейцы поднялись на борт и, показав письменное решение суда, потребовали, чтобы судно следовало в порт Альхесирас, а в случае неповиновения пригрозили надеть на капитана наручники. Полиция несколько часов держала 42 члена экипажа (кстати, американских граждан) на жарком солнце, пока обыскивала корабль, вещи команды и изымала все электронное оборудование. Через двое суток капитан «Тревоги» получил разрешение следовать дальше. Испанцы явно не нашли того, что искали, – какой-либо информации о недавней находке подводного клада.

«Купец» или «Мерседес»?

Дело в том, что еще в мае кладоискатели из фирмы Odyssey подняли со дна Атлантического океана полмиллиона серебряных монет общим весом больше 17 тонн, сотни слитков золота, золотых монет и украшений на сумму не меньше полумиллиарда долларов. Американцы отказались открывать точное местонахождение клада, сообщив только, что площадка находится примерно в 65 км от мыса Лендс-Энд, юго-западной оконечности Англии. Скрытность объяснили соображениями безопасности. Сокровища и артефакты добыты еще не все. Если же сообщить координаты, то их могут достать «черные» кладоискатели. Британские специалисты полагают, что речь идет о «Королевском купце», 32-пушечном английском корабле водоизмещением 700 тонн, который затонул у берегов Корнуэльского полуострова осенью 1641 года.

Серебро и золото тайно доставили в Гибралтар, а оттуда переправили на грузовом самолете в нескольких сотнях пластмассовых контейнеров в Майами, где находится штаб-квартира Odyssey. Спасатели вправе претендовать на 90% стоимости находки, если не найдутся другие владельцы груза.

Англичане перевозили на «Королевском купце» из Кадиса в Антверпен золото и серебро для оплаты расквартированной во Фландрии испанской армии. Но в Мадриде сильно сомневаются, что серебро и золото было поднято именно с этого корабля. Испанцы подозревают, что американцы нашли Nuestra Senora de las Mercedes, 36-пушечный испанский фрегат, следовавший из Монтевидео в Кадис с более чем миллионом серебряных долларов. Его потопили в октябре 1804 года британские корабли.

В апреле 2007 года компания Odyssey обратилась в американский суд и предъявила права на неопознанное судно ХIХ века, найденное примерно в 100 милях западнее Гибралтара. Испанцы полагают, что это и есть Mercedes и что именно с него были подняты монеты. Это, кстати, объясняет, почему сокровища везли не из Англии, а из Гибралтара. Поскольку этот корабль был военным, то согласно международному праву он и его груз должны принадлежать Испании. Адвокаты, действующие от имени испанского правительства, обратились в суд Майами с требованием заставить Odyssey раскрыть всю информацию о подводной находке.

К конфликту из-за «Тревоги» подключился и Лондон, возмущенный тем, что Мадрид в очередной раз демонстративно проигнорировал британские территориальные воды вокруг Гибралтара. Форин офис уже послал протест в МИД Испании.

Спор на пять миллиардов

Другая причина горячих споров между Великобританией и Испанией – 80-пушечный английский фрегат Sussex, поисками которого занимается все та же американская кладоискательская фирма. На корабле везли 9 тонн золотых и серебряных монет савойскому герцогу Виктору Амадею II. В 1694 году сильнейший шторм разметал корабли эскадры, вошедшей в Средиземное море. Sussex пошел на дно вместе с пятьюстами матросами и офицерами и всеми сокровищами. Общая стоимость перевозимых грузов составляла миллион фунтов стерлингов в ценах конца XVII века. Сейчас это 2–2,5 млрд. фунтов (то есть от 4 до 5 млрд. долларов).

Испанцы утверждают, что этот фрегат затонул в испанских территориальных водах. Лондону долго не удавалось уговорить Мадрид разрешить поиски корабля. Пришлось подключать госдепартамент США. Лишь под нажимом из Вашингтона испанцы разрешили поднимать груз. Работы начались в декабре 2005 года, но после Нового года были свернуты. В опасной близости от корабля, принадлежащего Odyssey, начали шнырять рыбачьи катера, несколько раз приближались суда береговой охраны Испании и угрожающе наводили на кладоискателей пушки и пулеметы. Мадридская пресса обвиняла иностранцев в разворовывании национального достояния. Испанский МИД поспешил разорвать соглашение с американской фирмой под туманным предлогом нарушения янки каких-то условий договора и потребовало их немедленного ухода. Влиятельная мадридская газета «Эль мундо» уже назвала скандал вокруг подводных сокровищ второй Трафальгарской битвой и местью британцам, грабившим в XVII веке испанские галеоны с золотом и серебром.

"