Posted 26 июля 2006,, 20:00

Published 26 июля 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 02:24

Updated 8 марта, 02:24

Принуждение к миру

26 июля 2006, 20:00
Во вторник стало известно, что после долгих дискуссий лидеры движения ХАМАС, правящего в Палестинской автономии (ПА), все же решили, что с Израилем нужно не воевать, а договариваться. Чтобы рассеять у палестинцев последние сомнения, израильская армия в среду активизировала боевые действия в секторе Газа – в результате

Противником компромисса с Израилем был глава политбюро ХАМАС Халед Машаль, проживающий в Сирии. Он наотрез отказывался от каких-либо уступок Тель-Авиву и настаивал на продолжении вооруженного противостояния. Для того чтобы его переубедить, потребовались совместные усилия президента Сирии Башара Асада и главы правительства ПА Исмаила Хании. После многочасовых дискуссий было решено, что уже в ближайшее время власти ПА выдадут Израилю похищенного 25 июня капрала Гилада Шалита, а также подпишут обязательства по предотвращению ракетных обстрелов территории еврейского государства. Взамен Израиль должен будет освободить из своих тюрем несколько сотен сидящих там палестинцев – речь в первую очередь идет о женщинах, детях и людях, отсидевших более 2/3 срока. Роль посредников между ХАМАС и еврейским государством взяли на себя египетские дипломаты. По их информации, израильтяне настаивают на своеобразном «испытательном сроке» для палестинской стороны. Заключенные получат свободу только в том случае, если в ближайший месяц с территории ПА по Израилю не будет запущено ни одной ракеты. Многие наблюдатели связывают произошедшее с двумя факторами – состоявшимся на этой неделе визитом в регион госсекретаря США Кондолизы Райс и тем, что за прошедшее время израильтяне практически полностью разрушили инфраструктуру Палестинской автономии.

Теперь можно сказать, что операция израильской армии «Летний дождь», продлившаяся без малого месяц, увенчалась успехом – израильтяне, потеряв всего одного солдата, не только добились освобождения заложника, но и серьезно ослабили военный потенциал ХАМАС, а кроме того, создали противоречия в руководстве этого движения. Теперь Тель-Авив может спокойно сосредоточиться на решении «ливанского вопроса» – палестинцы еще долго будут заняты восстановлением того, что было разрушено за последнее время, и вряд ли решатся на боевые действия против Израиля.

Владимир КИСЕЛЕВ, доктор исторических наук, бывший научный руководитель аспиранта Махмуда Аббаса в Институте востоковедения РАН (1979–1982 годы):
– ХАМАС (Исламское движение сопротивления) и «Хезболла» (Партия Аллаха) сегодня по одну сторону баррикад, но надо учитывать, что это совершенно разные организации. Движение ХАМАС возникло в 1980-е годы в период первой интифады и изначально ставило целью освобождение Палестины от израильской оккупации. «Хезболла» в этом с ним солидарна, но при этом она на 100% является ливанской партией, входящей в правительство, имеющей своих депутатов в парламенте. Израиль стремится во чтобы то ни стало сохранить нынешнюю ситуацию в Палестинской автономии (ПА), грозящую гражданской войной между палестинцами. Цель Тель-Авива – не допустить, чтобы правительство ХАМАС контролировало обстановку на формально подвластных ему территориях, и одновременно подавить всякую способность палестинцев к сопротивлению. Глава ПА Махмуд Аббас пытается в эти дни «навести мосты» с ХАМАС, и объявленное во вторник согласие этой организации на примирение с Израилем (чего так долго добивался Аббас) – лучшее тому подтверждение. Пойдет ли ХАМАС на признание Израиля, зависит, в первую очередь, от самого Израиля, поскольку уступки должны быть взаимными. На сегодня израильтяне упорствуют даже в вопросе освобождения палестинских заключенных, среди которых немало подростков. Речь идет, скорее, об ужесточении израильской политики – на фоне взрыва ура-патриотических настроений в еврейском государстве.

Евгений САТАНОВСКИЙ, президент Института Ближнего Востока:
– Очевидно, что в военную пору израильская армия ставит перед собой военные задачи. ХАМАС может говорить о мире, но «Исламский джихад» и ряд других группировок заявляют о продолжении войны. Это характерно для палестинцев – когда одна организация проявляет готовность к переговорам, другие готовят теракты. Махмуд Аббас сегодня не может ничего, он сам об этом говорит. И у нас нет оснований ему не верить. Мы видим, что идет процесс распада Палестины и такие деятели, как советник Аббаса по безопасности Джибриль Раджуб, знаток придворных интриг Мухаммед Дахлан (главный силовик Палестинской автономии. – «НИ») и другие, хотят установить контроль над определенными участками палестинских территорий.

Подготовил Алексей АНДРЕЕВ

"