Posted 26 июня 2005,, 20:00

Published 26 июня 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:32

Updated 8 марта, 09:32

Генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер

Генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер

26 июня 2005, 20:00
В конце минувшей недели генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер посетил Москву. Визит руководителя Североатлантического альянса и его переговоры с президентом Путиным были посвящены целой серии мероприятий, разработанных в рамках Совета Россия–НАТО. Особый интерес в российской столице вызвали планы НАТО в сфере

– Господин генеральный секретарь, не кажется ли вам, что негативный имидж НАТО, все активнее проступающий последнее время в российских СМИ, зачастую является зеркальной реакцией на жесткую критику России в западной печати?

– Частично я с вами согласен, здесь действительно имеется обратный эффект. Однако не стоит абсолютизировать негативное восприятие России на Западе. Как говорится, есть критика и критика. Равным образом НАТО воспринимается в вашей стране двояко – нельзя однозначно говорить об отрицательном отношении россиян к Организации Североатлантического договора, россиянам ведь известен возросший уровень угроз безопасности в современном мире. В любом случае, конечно, необходимо наращивать возможности по расширению наших контактов.

– Какую роль НАТО будет играть в урегулировании конфликтов на пространстве СНГ, скажем, в Нагорном Карабахе или Приднестровье?

– Я полагаю, что НАТО не следует стремиться играть прямую роль в урегулировании конфликтов в этих регионах. Нам не надо подменять собой ОБСЕ или Совет Европы. Кроме того, проблемой Нагорного Карабаха занимается минская группа посредников (США, Россия, Франция. – «НИ»), в урегулировании приднестровского конфликта в Молдавии, например, важную роль может сыграть Украина. Мы давно сотрудничаем с Молдавией в рамках программы «Партнерство во имя мира».

Здесь НАТО предстоит приложить как можно больше усилий для укрепления атмосферы доверия на основе уважения территориальной целостности государств. Это касается, конечно же, и таких регионов, как Абхазия и Южная Осетия. Позитивным шагом стало недавнее урегулирование вопроса о статусе российских военных баз в Грузии. Брать же на себя роль жандарма всего мира мы не намерены.

– Планируются ли какие-либо совместные военно-полицейские операции России и НАТО?

– Показательно присоединение России к операции НАТО «Совместные усилия» в Средиземном море, посвященной обеспечению морской безопасности. Речь может идти и о достаточно отдаленных регионах. Я думаю, что российским военным вполне по силам, например, принять участие в миротворческой операции в Судане, скажем, в переброске африканских батальонов в Дарфур – НАТО занимается этим вопросом по просьбе Африканского союза.

– У вас уже есть опыт проведения операции в Афганистане.

– Да, предпринимая, в соответствии с мандатом ООН, различные инициативы в зонах вне сферы ответственности НАТО, мы сталкиваемся с серьезными транспортными трудностями. С тем же Афганистаном у нас сообщение только по воздуху. У России же богатый опыт в этой сфере, последние годы в Афганистане ваша страна активно занимается авиаперевозками.

"