Posted 26 апреля 2009,, 20:00
Published 26 апреля 2009,, 20:00
Modified 8 марта, 07:40
Updated 8 марта, 07:40
Провинция Хатай на востоке Турции – предмет давнего территориального спора с Дамаском. Поэтому переезд через сирийско-турецкую границу напоминает диверсионный рейд по вражеским тылам. Повсюду на горных кручах – вышки с автоматчиками, колючая проволока, ощетинившиеся пулеметами и пушками бетонные доты. Но все это отнюдь не мешает бизнесу. Тем более что любой милитаризм оказался бесполезен против лихих контрабандистов.
Не доезжая километров пяти до контрольно-пропускного пункта, наш автобус, идущий в Турцию из сирийского города Алеппо, тормозит среди безлюдных скал. Неужели поломка? Оказывается, нет. Двое бедуинов, сидящих под деревом на циновках, вскакивают и подбегают к дверям нашего пыльного «четырехколесного верблюда». В руках у них увесистые полиэтиленовые мешки черного цвета. Водитель открывает заднюю дверь. На глазах у всех бедуины начинают резво забрасывать груз в салон. Шофер ловит пакеты и спешно рассовывает их под свободные кресла на задних рядах. Один из мешков неожиданно лопается, и из него на асфальт сыплются блоки сигарет «Мальборо», коробки с женскими духами, баллончиками с лаком для волос, еще что-то. В Турции все эти товары будут стоить намного дороже, чем в «Арабистане», как турки нередко называют соседнюю Сирию.
Незаконные беспошлинные поставки на рейсе Алеппо – Хатай стали, похоже, обычным делом. Срок, правда, за такие проделки дают не малый – до десяти лет. Но турецких челноков-контрабандистов, подстегиваемых страхом нищеты из-за мирового кризисного катаклизма, этим едва ли испугаешь. Под градом ругательств водителя-турка бедуины спешно разгребают выпавший товар.
Кризис лишь прибавил работы и челнокам, и правоохранительным органам. Чем выше цены в ориентирующейся на европейский уровень потребления Турции, тем быстрее растет контрабандный поток дешевой арабской продукции.
Водитель пристально смотрит на убегающую за гору дорогу: не вынырнул бы оттуда армейский джип. Наконец, с погрузкой покончено. Трогаемся дальше. На границе уже «все схвачено». Поверхностный досмотр – и таможня дает добро. В Турции, через пару километров от КПП, канитель с мешками повторяется. Только в обратной последовательности. Горный серпантин. Небольшая пробка на перевале. И вот мы уже катим по плодородной долине реки Оронт.
В Турции уровень жизни значительно выше, чем в соседних арабских странах. Но кризис больно ударил по карману простых граждан, особенно в восточных, слаборазвитых районах страны. Для многих челночные рейсы в Сирию стали практически единственным средством существования. Порой даже несмотря на риск оказаться в тюрьме по обвинению в контрабанде.
Вообще, турки по сравнению, например, с теми же арабами гораздо более организованы. Попав в Хатай из Сирии, уже чувствуешь себя, как в Евросоюзе, – по уровню сервиса, безопасности, элементарной чистоте на улицах. Но экономические проблемы страны, резко обострившиеся с началом кризиса, не утаишь. Бросается в глаза разница благосостояния в западной – приближенной по всем стандартам к Европе, и восточной – аграрной частями страны.
Мой знакомый турецкий студент Джемаль собирается на отдых в Анталью. Он учится в стамбульской школе, и родители – бизнесмены отправляют его на летние каникулы поразвлечься на всемирно известном курорте. Цены на отдых в четырехзвездном отеле зашкаливают за 200–300 долларов в неделю. В то же время в горах Хатая, у знаменитого грота апостола Петра, для нищего старика, продавшего мне за бесценок тончайшей работы бронзовый медальон с изображением Мариам (Девы Марии), пара долларов в день – уже предел мечтаний.
РОССИЯНЕ НЕ ЗАБЫВАЮТ О ТУРЕЦКИХ БЕРЕГАХ