Posted 26 января 2009,, 21:00

Published 26 января 2009,, 21:00

Modified 8 марта, 07:46

Updated 8 марта, 07:46

Решить проблему «по-людски»

Решить проблему «по-людски»

26 января 2009, 21:00
В отличие от многих других стран, в Белоруссии за последние месяцы не была принята ни одна антикризисная программа. И если изначально власти просто отрицали саму возможность того, что глобальные беды доберутся до Минска, то теперь просто констатируют печальные последствия. От кризиса между тем страдают все, вплоть до г

Еще 2 января власти девальвировали белорусский рубль на 20%. За день до этого президент Лукашенко публично объявил, что в стране не может быть и речи о девальвации. Однако банки проявили удивительную «аполитичность» – на следующее же утро в обменных пунктах доллар вместо привычных 2140 стоил уже 2650 белорусских рублей. Глава государства, в свою очередь, счел нужным еще раз подчеркнуть, что дальнейшей девальвации не ожидается. Позже он все же решил объясниться: его слова следовало понять именно как намек на предстоящий обвал валюты и накупить долларов. Впрочем, к тому времени жители Белоруссии уже выпотрошили валюту изо всех обменных пунктов.

С конца прошлого года как на государственных, так и на частных предприятиях по всей стране поднялась волна сокращений. Так, Минский мотовелозавод остановил работу еще в середине декабря – не помогли даже кредиты, полученные в Австрии. Не остался в стороне и знаменитый Минский тракторный. Там сначала сократили третью смену, а затем начали отправлять рабочих в длительные неоплачиваемые отпуска. Кстати, к росту безработицы приложили руку и власти – с начала января в белорусской столице закрыли все уличные торговые палатки.

Все это происходит на фоне беспрерывного роста цен, в том числе на недвижимость, что для многих жителей страны стало полной неожиданностью. В минувший четверг власти объявили о подорожании жилья для очередников на 10%. Даже то, что коммерческие цены в этом секторе упали на 20%, а объемы продаж квартир в Минске сократились в четыре раза, чиновников абсолютно не смущает. Происходящее корреспонденту «НИ» попытался объяснить владелец одной из минских строительных фирм: «Дело в том, что цены на стройматериалы стремительно растут. Вот мне, допустим, нужно купить 5 тонн арматуры. В Москве 1 тонна стоит 900 долларов, а в Минске – 1300. Разница в цене за 5 тонн составляет 2 тыс. долларов. Но если я куплю в России, тут мне такую головную боль устроят, что лучше и не связываться».

Вообще о Москве в белорусской столице вспоминают по самым разным поводам. Так, инженера одной из минских ремонтно-монтажных фирм Александра отправили в неоплачиваемый отпуск на целых три месяца. Теперь ему приходится перебиваться подработками на частных квартирах, чтобы содержать жену с маленьким ребенком. Если отбросить эмоции, его рассказ сводится к одному: «Постараюсь продержаться, сколько смогу, а не смогу – рвану в Москву. Город большой, найду чего-нибудь».

Одним из заметных штрихов в картине нынешних финансовых передряг стали в Белоруссии давно, казалось бы, забытые гаишники-вымогатели. За последние дни от минских водителей уже не раз пришлось слышать историю, подобную той, которую «НИ» рассказал владелец одного из местных автосервисов Михаил. «Раньше я их уговаривал, чтобы дали «оплатить штраф на месте», не составляя протокол. И, как правило, получал отказ. Сейчас, после того как гаишников лишили премий, они уже сами все чаще спрашивают: мол, решаем проблему по-людски, или протокол составляем?» – поделился автомобилист.

Не случайно, в минувшую субботу, выступая в Национальной академии наук, Александр Лукашенко заговорил о возможных народных волнениях. «Кризис пройдет быстро – за год-полтора. В этой ситуации не на баррикады надо идти, а перетерпеть, пережить, работая», – посоветовал президент. По традиции он и тут не преминул найти «крайних» – на этот раз ими оказались … академики. Глава государства упрекнул их в том, что они не смогли спрогнозировать появление кризисных явлений в белорусской экономике. «Почему никто из ученых этого не видел и не предусмотрел?» – вопрошал он. Кроме того, Александр Григорьевич объявил о намерении каждую неделю лично посещать разные предприятия с тем, чтобы убедиться, как они преодолевают негативные последствия кризиса.

"