Posted 26 января 2006,, 21:00

Published 26 января 2006,, 21:00

Modified 8 марта, 09:21

Updated 8 марта, 09:21

Отмычка от Запада

Отмычка от Запада

26 января 2006, 21:00
Последние дни международные информационные агентства не устают повторять, что китайский «экономический дракон» и догоняющий его «индийский гигант» оказались в центре внимания нынешнего Всемирного экономического форума в Давосе. Как образно заметила канцлер ФРГ Ангела Меркель, две эти страны держат в своих руках «ключи

Европейцы, похоже, решили нагнать упущенное в отношениях с КНР и активнее подключать «китайского дракона» к совместным проектам. Основатель давосских встреч д-р Клаус Шваб даже объявил, что с 2007 года в Китае будет проводиться один день всемирного форума. «Китай станет домом многих компаний. В некотором роде, мы создаем параллельный Всемирный экономический форум для следующего поколения компаний».

Применительно к бывшим южным республикам СССР уместно процитировать, например, аналитиков из издающегося в Швеции журнала «Центральная Азия и Кавказ»: «Главными задачами стратегии Китая в отношении Центральной Азии являются, во-первых, обеспечение стабильности на своих западных границах и содействие реализации программы ускоренного экономического развития западной части КНР. Во-вторых, обеспечение гарантированного доступа к источникам энергии для быстро развивающейся своей экономики. И в-третьих, противодействие доминирующему влиянию США на экономическом, политическом и военном уровне».

Можно даже сказать, что Пекин разработал конкретный экономический таран, с помощью которого он собирается осваивать центральноазиатские просторы. Речь идет о новых транспортно-коммуникационных проектах, последним из которых стало строительство новой китайско-киргизско-узбекской железнодорожной линии. Самым слабым звеном здесь считалась Киргизия, находящаяся в глубоком социально-экономическом кризисе. Но в конце минувшего года правительство в Бишкеке дало добро работам на этом направлении. Причем то, что «Киргизжелдорстрой» взялся за новое и перспективное дело, произвело весьма благоприятное впечатление на сопредельные страны.

Директор казахстанского Института изучения культурного наследия номадов (кочевников. – «НИ»), доктор исторических наук Нурбулат Масанов рассказал «НИ»: «Проекты, продвигаемые КНР, обеспечивают, прежде всего, тысячи новых рабочих мест. Конечно, есть опасности геополитического характера, связанные с экспансией китайского капитала, есть и демографические проблемы, продолжаются споры по распределению водных ресурсов в приграничных районах. Все это так. Но в Казахстане, например, многие всерьез обеспокоены наплывом мигрантов из более бедных стран региона, из той же Киргизии. Тем более что с этими мигрантами приходит самый разношерстный криминал».

Собеседник «НИ» не забыл подчеркнуть и особую роль научных кадров в китайском проникновении в Центральную Азию: «Для нас очень важно, что в научно-исследовательских учреждениях КНР постоянно растет число специалистов по Казахстану, в отличие, например, от России, где в 2005 году не оказалось ни одного аспиранта, специализирующегося по нашей стране».

Кстати, китайцы предложили государствам региона еще более амбициозный транзитный проект – в духе исторических Шелковых путей – протяженностью 4 тыс. км, от китайско-казахстанской границы через непосредственно Казахстан, а далее в Туркмению и Иран. Причем предполагается построить новейшую железную дорогу по европейским стандартам. Россия же, похоже, остается здесь не у дел – наша страна не получила предложения участвовать в проекте.

Согласно официальным китайским расчетам, растиражированным рядом СМИ стран Центральной Азии, эта магистраль станет центральной частью большого транзитного коридора «Восток–Запад». Как бы это фантастично ни звучало, грузы из порта Ляньюньган на восточном побережье Китая в конечном итоге должны доходить до Роттердама в Голландии за 13 суток. Так что доктор Шваб не зря говорил о «китайском доме» для европейских компаний.



КОММЕНТАРИЙ

Константин СЫРОЕЖКИН,
доктор политических наук, член правления Евразийской социологической ассоциации (Казахстан):

– Китай сегодня – это пятая экономика мира, оставившая позади Европу с ее старыми претензиями на лидерство. Наверное, есть разница, когда мы говорим о 10% экономического роста и о 2,5%, как в случае с Евросоюзом. Если дела так пойдут и дальше, то понятие «восьмерки» превратится в эвфемизм. Какая «восьмерка» без Китая, без Бразилии (также переживающей стремительный экономический взлет)?.. Что касается центральноазиатских стран СНГ и конкретно Казахстана, то мы приветствуем проникновение китайского капитала, в том числе в сырьевую сферу. Было бы хуже, если бы у нас господствовали лишь западные компании, ведь мы заинтересованы в диверсификации своей экономики. Показательно, что президент Нурсултан Назарбаев наносит визиты в КНР каждый год, тем более что в политическом плане Пекин для нас стратегический партнер. Конечно, есть и проблемы, в частности связанные с казахами, проживающими в китайской провинции Синьцзян (это их родные кочевые места). Многие из них пытаются перебраться в нашу страну, но китаизированные казахи плохо адаптируются к местным условиям, у них совершенно другая ментальность. Китайские власти не ограничивают их передвижений, но в экономическом плане они, в отличие от этнических китайцев, вряд ли сыграют существенную роль.

"