Posted 26 января 2004,, 21:00

Published 26 января 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:46

Updated 8 марта, 09:46

Покаяние грузинского президента

Покаяние грузинского президента

26 января 2004, 21:00
Первым документом, который президент Грузии Михаил Саакашвили подписал после инаугурации, стала Декларация о национальном согласии. Церемония подписания прошла в тбилисской Кашветской церкви, что символично, так как именно отсюда во время гражданской войны (начало 90-х гг.) был выпущен первый снаряд в направлении Дома

Михаил Саакашвили уверен, что путь к национальному согласию лежит через покаяние. Выступая в Кашвети, он призвал граждан Грузии не забывать свою новейшую историю, чтобы не повторять ошибок, но простить друг друга и объединиться для строительства нового государства. В ближайшее время президент намерен амнистировать 30 заключенных звиадистов (сторонников погибшего президента Звиада Гамсахурдиа), в том числе и бывшего командира гвардии, экс-президента Лоти Кобалия. По оценке Саакашвили, многие из них были осуждены на большие тюремные сроки на основе «высосанных из пальца обвинений». Сторонники Гамсахурдиа всегда настаивали на том, что арестованные участники гражданской войны являются политическими заключенными. Многие сторонники экс-президента до последнего времени прятались в лесах Западной Грузии, теперь они начинают возвращаться домой. Представители новой грузинской власти ожидают, что в страну вернутся и те, кто, чтобы избежать смерти или тюрьмы, эмигрировал за рубеж. Есть информация о том, что на родину собирается приехать из Швейцарии старший сын первого президента Константин Гамсахурдиа.

Справедливости ради надо сказать, что процесс национального примирения начался еще во время президентства Шеварднадзе. В 2000 г. грузинский парламент принял постановление о национальном согласии, в результате которого многие из звиадистов оказались на свободе. Однако, по мнению сторонников Гамсахурдиа, несмотря на это, в стране мало что изменилось. Теперь же бывшие изгои получают реальную возможность возвратиться к общественной и политической жизни. Показательно, что процессом подготовки декларации руководил заместитель госминистра Грузии Гурам Абсандзе – бывший член правительства Гамсахурдиа и бывший заключенный. До подписания документа, который в Грузии уже назвали историческим, специальную службу в Кашветской церкви провел католикос – патриарх всея Грузии Илиа Второй. На церемонии присутствовали госминистр Зураб Жвания, представители новой власти, а также члены Верховного совета времен Гамсархурдиа. Однако в Кашветии не оказалось вдовы первого президента Мананы Арчвадзе-Гамсахурдиа. Может быть, из-за того, что во время «бархатной революции» она выступила в защиту легитимной власти, несмотря на то, что ее представлял Эдуард Шеварднадзе, отстранивший от должности ее мужа. Кстати, в мятеже против режима Гамсахурдиа непосредственно участвовали нынешний госминистр Зураб Жвания (тбилисцы рассказывают, что он с автоматом в руках штурмовал здание правительства, где закрепились звиадисты) и супруг спикера республики Нино Бурджанадзе. Любопытна роль этих людей и в биографии Шеварднадзе: они привели его сначала к власти, затем к отставке. В обоих случаях путем революции. К отстранению от руководства страной Гамсахурдиа, что по сути явилось государственным переворотом, из правящей сегодня грузинской «тройки» не имел отношения только Михаил Саакашвили.

Саакашвили сообщил присутствующим о том, что вскоре Правая набережная реки Куры в Тбилиси будет названа в честь Звиада Гамсахурдиа. Президент сказал также о своем горячем желании перенести прах первого президента Грузии из Грозного в Тбилиси и перезахоронить его с подобающими почестями.

"