Posted 26 января 2004,, 21:00

Published 26 января 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:46

Updated 8 марта, 09:46

Не ради ссоры

Не ради ссоры

26 января 2004, 21:00
После того, как вчера госсекретарь США Колин Пауэлл попрощался с Владимиром Путиным и покинул Кремль, стало ясно, что заметного роста напряженности между Америкой и Россией не случилось. Российский министр иностранных дел Игорь Иванов и его американский гость, словно сговорившись, демонстрировали журналистам единодушие

Тем не менее вопросы остаются. Почему Пауэлл приехал именно сейчас? Если принять во внимание общую ситуацию, то особой необходимости в этом нет. Явных проблем между нами не возникало с тех пор, как по предложению Вашингтона Россия в декабре согласилась списать часть иракского долга. Тогда в Москву для консультаций прилетал министр обороны США Дональд Рамсфельд. По итогам встреч он даже вычеркнул Россию из «черного списка» «нежелательных элементов», которым заказана дорога в послевоенный Ирак. Теперь американцы спокойно смотрят на то, как российские нефтяные компании заключают выгодные сделки с Багдадом, и сами советуют временной администрации «чаще поворачивать голову в сторону Москвы».

Именно об этом большей частью и шла речь во время беседы с Владимиром Путиным. Российский президент не стал заострять внимание на прежних разногласиях. Колину Пауэллу было приятно услышать, что Россия больше не держит зла на Соединенные Штаты за то, что они, в свое время вторгаясь в Ирак, не послушали ее. Дело сделано, и сейчас уже не важно, под каким предлогом начиналась война, и было ли оружие массового уничтожения у Саддама Хусейна. Дональд Рамсфельд теперь с легкой душой говорит, что такого оружия не было. Его заявление на эту тему, сделанное в Вашингтоне как раз в том момент, когда Колин Пауэлл направлялся из Тбилиси в Москву, не вызвало сенсации. А ведь всего год назад в Совете Безопасности ООН тот же самый вопрос стоял ребром.

Но Москва и Вашингтон стараются не действовать по принципу «кто старое помянет…». Путин больше не называет войну в Ираке «большой политической ошибкой», как несколько месяцев назад, и не критикует публично Джорджа Буша за надменное отношение к международному праву и ООН. Упор делается на «взаимную ответственность» лидеров двух крупнейших ядерных держав и главных союзников в борьбе с международным терроризмом. Вот и на сей раз госсекретарь США получил в Москве заверения в неизменности курса. Иного трудно было ожидать. Ни Москве, ни Вашингтону не с руки ссориться друг с другом по тому или иному поводу, даже если этот повод на первый взгляд кажется «уважительным». Грузия в данном случае не исключение. Колин Пауэлл просил журналистов не сталкивать «лбами США и Россию» на Кавказе.

Чего больше в словах госсекретаря – прямодушия или лукавства, сказать трудно. Конечно, у Вашингтона имеется свой интерес в Тбилиси, а грузинский лидер Михаил Саакашвили не отрицает, что будет ориентироваться на Соединенные Штаты. Уже в феврале он посетит Вашингтон. Его предшественник Эдуард Шеварднадзе тоже держал курс на Белый дом. Так что в этом плане сюрпризов от новой власти не будет. Другой вопрос, как поведет себя молодой президент в отношениях с Москвой, которую он посетит раньше, чем Вашингтон? По некоторым данным, он обещал Пауэллу не «давить на больную мозоль» и не ставить вопрос о выводе российских баз с территории Грузии в ультимативной форме.

Со своей стороны госсекретарь при встрече с министром обороны РФ Сергеем Ивановым старался быть как можно деликатней и не заострял проблему. Он лишь ограничился тем, что напомнил России об обязательствах перед ОБСЕ, взятых в Стамбуле летом 1999 г., по выводу войск из Грузии и Молдавии. При этом непосредственно о ликвидации российских военных баз на грузинской и молдавской территориях речь не шла, потому что сроки истекли в декабре прошлого года, и сейчас все уперлось в деньги. Пауэлл считает, что торг здесь не уместен, хотя и понимает положение Сергея Иванова, заявляющего, что он не будет повторять ошибки с выводом войск из Германии, когда солдат «бросали на снег».

"