Posted 25 декабря 2006,, 21:00

Published 25 декабря 2006,, 21:00

Modified 8 марта, 08:45

Updated 8 марта, 08:45

А Халк его знает…

А Халк его знает…

25 декабря 2006, 21:00
Во вторник в ашхабадском дворце «Рухыет Туркменбаши» открывается внеочередное заседание Халк маслахаты (Народного совета Туркмении), на котором будет определена дата досрочных президентских выборов. 2500 членам Халк маслахаты, высшего представительного органа власти, имеющего куда больше полномочий, нежели меджлис (па

С одной стороны, повода для гадания на кофейной гуще вроде бы нет: раз конституция Туркмении позволяет исполнять обязанности главы государства ровно два месяца, то, стало быть, досрочные выборы должны состояться в конце февраля. После чего временный президент, называемый в числе главных возможных преемников Ниязова, – вице-премьер Гурбангулы Бердымухаммедов сойдет с политической арены, поскольку, по той же конституции, не имеет права принимать в них участие.

Однако в нынешней туркменской ситуации прогнозы – вещь неблагодарная. Для Бердымухаммедова могут-таки найти лазейку. Сославшись, например, на то, что, мол, стал он и.о. только потому, что спикер меджлиса Овезгельды Атаев, который, по конституции, и должен был замещать умершего Ниязова, оказался под стражей. С учетом этого обстоятельства пресловутая лазейка только становится шире: в считанные минуты возбудив против Атаева уголовное дело без предъявления обвинений, поправ его депутатскую неприкосновенность, генпрокуратура Туркмении уже успела продемонстрировать степень уважения к основному закону. Не случайно некоторые наблюдатели склонны считать, что госпереворот в республике фактически уже произошел: именно из-за начавшегося «демонтажа» эпохи Туркменбаши, а отнюдь не по причине страха перед оппозицией силовые структуры республики переведены на усиленный режим.

Назначение Бердымухаммедова временным президентом лоббировал глава военного ведомства республики Агагельды Мамедгельдыев. Это один из самых влиятельных людей в стране, на всех военных парадах он стоял на трибуне по правую руку от Ниязова. По слухам, кандидатура Бердымухаммедова была поддержана и другими влиятельными силовиками – начальником ниязовской охраны Акмуратом Реджеповым и главой МВД Акамамедом Рахмановым. Однако 49-летний Бердымухаммедов, согласно все той же Конституции, не может стать главой Халк маслахаты: здесь определен возрастной ценз в 55 лет. Заготовленный Мамедгельдыевым сценарий, возможно, таков: Бердымухаммедов становится премьер-министром и получает всю полноту исполнительной власти в стране. Тогда как сам Мамедгельдыев, встав во главе Халк маслахаты, идет затем на президентские выборы, соглашаясь с тем, что отныне главе государства достанется ограниченный набор функций.

На что в таком случае может рассчитывать туркменская оппозиция, бурно дискутирующая в эти дни о будущем страны далеко от Ашхабада – в Киеве? Ее шансы на открытое противостояние клану ашхабадских силовиков ничтожны. Вся надежда – на обходной маневр. Оппозиция может попробовать сделать ставку на сына Ниязова – Мурата, который в качестве официального преемника практически не рассматривается. Он якобы от политики далек и вообще живет в Вене.

Однако же стоит напомнить: Ильхам Алиев при жизни своего отца тоже не был близок к политике. А Башар Асад – тот вообще по большому счету был скорее жителем Лондона, нежели Дамаска. Но наследник значит наследник. В условиях Востока это мощнейший политический фактор. С другой стороны, как показывает опыт того же Асада-младшего, житие в Лондоне – еще далеко не гарантия смены внутри- и внешнеполитического курса.

Байрам ШИХМУРАДОВ, представитель Республиканской партии Туркмении в Москве

– Де-юре ни смена президента, ни смена премьер-министра не должны повлиять на действующие газовые договоренности туркменских властей. А как будет на самом деле – сказать очень сложно. Потому что те люди, которые оказались у власти после смерти Ниязова, пока никак себя не проявили. Также и непонятно – пойдут ли они на демократические реформы или будут продолжать идти по тому же пути, по которому шел Ниязов. Если новое туркменское руководство будет следовать курсу покойного президента, то вполне возможно изменение условий международных договоренностей Туркмении, в том числе и газовых соглашений. Это было бы в духе политики Ниязова – тот часто пересматривал условия международных соглашений Туркмении. Что касается преемника Ниязова, то по Конституции Туркмении его место должен занять председатель Халк маслахаты (Народного совета). Но эту должность может занять только человек старше 55 лет. И если новые туркменские власти вновь не будут пренебрегать Конституцией, то наиболее вероятным претендентом на пост председателя Халк маслахаты по возрасту является министр обороны Агагельды Мамедгельдыев. Это ключевой пост в туркменском руководстве, и кто займет эту должность, тот и станет следующим президентом Туркмении.

Записал Мехман ГАФАРЛЫ



Лидер туркменской оппозиции Нурмухаммед ХАНАМОВ:
«СИЛОВОЙ ПЕРЕВОРОТ МЫ НЕ ПЛАНИРУЕМ»


Глава общественно-политического движения «Союз демократических сил Туркменистана», экс-посол Туркмении в Турции Нурмухаммед ХАНАМОВ, находящийся в эти дни в Киеве, рассказал «НИ» о ситуации в своей стране и планах оппозиции.

– Что сейчас происходит в Туркмении? Высшие чиновники один за другим оказываются за решеткой. Это переворот? Война кланов?
– Это не переворот и не война кланов. Идет политическая борьба за власть. Люди у власти убирают конкурентов
– Вы собираетесь принимать участие в выборах. А как вы попадете в Туркмению, ведь вас там, мягко говоря, не ждут?

– Мы обращаемся к мировому сообществу, чтобы они вышли на переговоры с существующим правительством. Если будут открытые, демократические выборы с участием оппозиции, то от этого выиграет и сегодняшнее туркменское правительство, и в целом государство. Вся наша деятельность направлена на то, чтобы вернуться цивилизованно. Если те временные правители, которые сейчас находятся у власти, не отзовутся на призыв мирового сообщества, то мы перейдем к активным действиям, которые приведут к смене режима.
– Каким именно?

– Есть много способов. Но силовой переворот мы не планируем.
– Если рассматривать вариант вашего участия в выборах, кто будет кандидатом от оппозиции, и если оппозицию не допустят в страну, кто станет победителем?

– Мы выдвигаем единую кандидатуру. Имя назовем буквально на днях. Потерпите. В случае нашего участия мы уверены в своей победе. Что касается нынешних властей, то главные силы сейчас не высовываются. Во вторник состоится заседание Народного совета, и будет выдвинут кандидат от людей режима.
– Кто это может быть?

– Нынешний временно исполняющий обязанности президента господин Бердымухаммедов. Но и он не фигура, за ним находятся силы более влиятельные.

Беседовала Яна СЕРГЕЕВА, Киев

"