Posted 25 октября 2006,, 20:00

Published 25 октября 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 08:57

Updated 8 марта, 08:57

Маршал сената Польши Богдан Борусевич

Маршал сената Польши Богдан Борусевич

25 октября 2006, 20:00
Недавний визит маршала (председателя) сената Польши Богдана Борусевича в Москву довольно четко продемонстрировал стремление Варшавы к установлению нового уровня отношений с Россией, о чем уже не раз заявляло нынешнее польское руководство. В интервью «Новым Известиям» г-н БОРУСЕВИЧ рассказал о том, какие проблемы мешают

– Господин Борусевич, это ваш первый визит в Москву?

– Нет, я неоднократно бывал в российской столице. Последний раз – в 2002 году, когда приехал сюда в составе польской делегации, которую возглавлял тогдашний министр иностранных дел Влодзимеж Чимошевич. А теперь я прилетел в Москву на форум «За будущее демократии» (это мероприятие проводилось под эгидой Совета Европы. – «НИ»). Появилась хорошая возможность обсудить не только общеевропейские проблемы, но и поговорить о наших двухсторонних делах. Впервые удалось пообщаться, например, со спикером Госдумы Борисом Грызловым. В целом я доволен поездкой в Москву.

– Польские СМИ постоянно говорят о том, какой ущерб в былые времена нанесли их стране царская и Советская Россия. А в Москве 4 ноября празднуется как начало борьбы против польской интервенции в ХVII веке. Не кажется ли вам, что подобные дискуссии – тупиковый путь?

– Я всегда был и продолжаю быть сторонником хороших отношений с Россией. Причем, как мне кажется, хорошие отношения нужны обеим странам. У нас сейчас имеется ряд спорных и нерешенных вопросов, однако на уровне высшего руководства двух государств наконец-то появилось желание разговаривать друг с другом. Проблема последних нескольких лет заключалась именно в том, что мы перестали вести двусторонний диалог. Естественно, польские власти отстаивают польские интересы, российские власти – российские. При этом очень важно выслушать аргументы другой стороны. Например, у нас совершенно разные оценки и подходы к строительству Северо-Европейского газопровода. Возможно, с началом реализации этого проекта Польше придется потратить немалую сумму денег на строительство газопорта, причем сделать это нужно будет в кратчайшие сроки, до 2010 года, что также потребует определенных издержек с нашей стороны. Причем как в Польше, так и в России мне приходилось слышать по этому поводу достаточно странные заявления из уст очень авторитетных людей. Например, что, не поддержи мы в 2004 году «оранжевую революцию» на Украине, то вполне возможно, что и этот газопровод стали бы прокладывать по другому маршруту… Но даже для того, чтобы такого рода аргументы просто услышать, необходимо было начинать разговаривать. Поэтому я и предложил улучшить качество межпарламентских отношений. Необходимо создавать совместные группы по экономике, по культуре, по политическим вопросам и прочим делам. Таким образом, на мой взгляд, мы создадим прекрасную схему, которая позволит нам быть более открытыми по отношению друг к другу.

– А не помешает ли улучшению отношений между нашими странами эмбарго на импорт польского мяса и мясопродуктов в Россию? Вы поднимали этот вопрос в ходе дискуссий с российскими коллегами?

– Лично я не затрагивал этот вопрос. В ходе первого визита в качестве маршала сената (г-н Борусевич, в прошлом один из лидеров профобъединения «Солидарность», возглавил верхнюю палату польского парламента около года назад. – «НИ») такие вопросы, как правило, не затрагиваются. В то же время многие поляки считают «мясной вопрос» не столько экономическим, сколько политическим. Поскольку мы уверены, что после того, как проблема не решается вот уже более полугода, она начинает быть политической проблемой. Замечу при этом, что экспорт мясопродуктов из Польши в Россию составлял чуть более 17% всего польского экспорта. Согласитесь, это не так много. Хотя, безусловно, такого рода издержки не оказывают позитивного влияния на наши отношения. Поэтому мы заинтересованы, чтобы запрет был снят, и в будущем обязательно будем обсуждать эту тему с российскими коллегами. Невольно ведь всплывает аналогия с запретами на грузинскую и молдавскую продукцию. Не хотелось бы доводить польско-российские отношения до такого уровня. Признаюсь вам, что в ходе этого визита я специально заказал себе грузинское вино и молдавские фрукты. Надеюсь, мне ничего за это не будет. (Смеется.)

– Согласно конституции вашей страны, глава сената Польши является покровителем польской диаспоры в мире. Как живется вашим соотечественникам в России и в какой стране польское меньшинство находится в наиболее трудном положении?

– Думаю, что такой страной можно назвать Беларусь. Польша не забыла о поляках, живущих в Беларуси, и сделает все возможное, чтобы их права не нарушались. При этом хочу подчеркнуть, что нынешняя Беларусь – это проблема не только поляков, а и всей Европы. Что касается поляков в России, то, насколько я знаю, особых проблем они здесь не испытывают.

– На форуме «За будущее демократии» вы предложили, чтобы Совет Европы усилил контакты с Белоруссией. Как к этому отнеслись ваши коллеги?

– Польша выступает за налаживание диалога Совета Европы с гражданским обществом Беларуси. На форуме «За будущее демократии» я высказался за то, чтобы Совет Европы контактировал с этой страной. Я – за демократическую Беларусь. Нужно приглашать представителей неправительственных организаций этой страны к диалогу. В итоговом документе форума выражается поддержка демократическому развитию в Беларуси, приветствуется участие представителей белорусских политических партий и гражданского общества в будущей деятельности форума. Это позволит существенно приблизить тот момент, когда Беларусь сможет стать членом Совета Европы, как было заявлено в 2005 году на третьем саммите Совета Европы в Варшаве. Тем более что Беларусь является нашим соседом, и для поляков очень важно, каким политическим путем пойдет эта страна.

"