Posted 25 сентября 2007,, 20:00

Published 25 сентября 2007,, 20:00

Modified 8 марта, 08:22

Updated 8 марта, 08:22

Президент идет по следу

25 сентября 2007, 20:00
Собираясь на сессию Генеральной Ассамблеи ООН, аргентинский президент Нестор Киршнер намеревался напомнить миру о трагедии 13-летней давности, разыгравшейся в столице его страны: в июле 1994 года в результате взрыва, устроенного 21-летним террористом-смертником в еврейском культурном центре, погибли 85 и были ранены бо

Накануне своего официального выступления (из-за разницы во времени между Москвой и Нью-Йорком оно прозвучало уже после подписания этого номера в печать) аргентинский лидер подчеркнул, что нынешние власти Исламской Республики просто обязаны оказать содействие в поимке преступников.

Однако официальный Тегеран отрицает все обвинения в свой адрес. Более того, глава иранской дипломатической миссии в Буэнос-Айресе заявил на прошлой неделе, что если Киршнер выступит с обвинительной речью в ООН, это будет означать, что его страна «поддерживает планы начала войны против Ирана».

Как бы то ни было, в начале этого года Интерпол уже заявлял о намерении объявить в международный розыск пятерых высокопоставленных иранских чиновников и ливанца, которые подозреваются в причастности к теракту 1994 года. Среди них – бывший глава иранской разведки Али Фалладжан и боевик ливанской «Хезболлы» Имад Мугниех. Вместе с тем, в Интерполе отказались объявлять в розыск экс-президента Ирана Хашеми Рафсанджани, бывшего министра иностранных дел Али Акбара Велаяти и экс-посла в Буэнос-Айресе Хади Сулейманпура. Правда, последнего однажды даже арестовали в Лондоне, но не стали выдавать аргентинцам из-за «отсутствия весомых доказательств» его причастности к террористической деятельности, и вскоре он был отпущен. Тем более что в конечном счете запрос Аргентины официально оспорило иранское правительство, и решение вопроса было отложено до нынешней сессии Генассамблеи ООН.

История с терактом 1994 года уже стоила карьеры федеральному судье Аргентины Хуану Хосе Гальяно, ведшему это дело с 1995 года, недовольство работой которого одновременно выражали и местная еврейская община и официальный Тегеран (Гальяно настаивал на продолжении расследования на территории Исламской Республики). В результате Гальяно лишили судейской должности. Теперь довести это дело до конца взялся сам президент Нестор Киршнер.

Леопольдо БРАВО, Чрезвычайный и Полномочный Посол Аргентины в РФ:

– В целом в конфронтации между США и Ираном мы выступаем как третья сторона. Но в 1994 году в еврейском культурном центре в Буэнос-Айресе был совершен кровавый теракт. В результате взрыва погибли десятки людей человек, само здание было разрушено. В итоге проведенного расследования выяснилось, что заказчиками и исполнителями были представители и тогдашних иранских властей. Недавно мы подали запрос в Интерпол на их арест. В целом на сегодня наши отношения с Ираном, можно сказать, застопорены или заморожены. Но не правительством Аргентины, а судебной властью.

"