Posted 25 июня 2007,, 20:00

Published 25 июня 2007,, 20:00

Modified 8 марта, 08:24

Updated 8 марта, 08:24

Блеф ради мира

Блеф ради мира

25 июня 2007, 20:00
В конце минувшей недели в Норвегии с новой силой вспыхнули споры о рациональности рыбной ловли в Баренцевом море. Как и всегда, особое место в подобных дискуссиях занимает Россия. Правда, если раньше норвежские СМИ и эксперты критиковали нашу страну за браконьерство и беззаконие, то на этот раз свой гнев они обрушили

Одна из ведущих норвежских газет, «Афтенпостен», достаточно резко прокомментировала итоги пресс-конференции премьер-министра Норвегии Йенса Столтенберга в Москве в начале этого месяца: «Столтенберг блефовал». Одной из проблемных тем переговоров стало рыболовство в Баренцевом море. Москва обвиняла Норвегию в преследовании российских траулеров со стороны норвежских властей, слишком частых досмотрах и арестах. Россию не устраивает также установленный Норвегией жесткий режим эксплуатации шельфа Шпицбергена, который согласно правовому статусу архипелага является открытым для всех желающих. Норвегия, стремясь показать, «кто в доме хозяин», контролирует практически все российские суда, ведущие промысел на шельфе. Напомним, что спор за воды вокруг Шпицбергена обострился осенью 2005 года, когда капитан российского траулера «Электрон» отказался подчиниться требованию береговой охраны Норвегии о следовании для досмотра в один из норвежских портов и ушел от преследования в Мурманск с двумя норвежскими рыбинспекторами на борту.

Премьер Норвегии отверг в Москве обвинения в целенаправленной охоте за российскими судами, заявив, что одинаковому контролю якобы подвергаются все промысловики, вне зависимости от флага и национальной принадлежности. «Единственная причина того, что русских проверяют чаще, заключается в большом числе российских траулеров в Баренцевом море», – заявил Йенс Столтенберг.

Этот «тщательно подготовленный ответ», как оценивает слова премьера «Афтенпостен», был ложью. По данным норвежской государственной инспекторской службы «Риксревижунен», в 2005 году каждый третий российский траулер в Баренцевом море был подвергнут проверке норвежской береговой охраной более трех раз. Столь же частый досмотр за тот же период прошел лишь один из 87 норвежских траулеров. Всего в 2005 году было досмотрено более 90 % российских судов, в то время как норвежцы подверглись контролю менее чем в 70 % случаев.

Еще жестче норвежский контроль оказался в районе Шпицбергена, где каждое российское судно было досмотрено три-четыре раза за сезон.

Норвежские аналитики считают, что глава норвежского кабинета министров не хотел обострять проблему и потому слукавил, но своим ответом он лишь загнал болезнь вглубь. Норвежские власти обвиняют многие российские компании в браконьерстве. Десяткам судов, внесенным в «черный список», запрещен заход в норвежские порты, и они перегружают улов на транспортники в море, в международных водах, где норвежская береговая охрана не имеет права досмотра. Еще сложнее ситуация с шельфом Шпицбергена. Российские браконьеры, пользуясь спором Москвы и Осло о юридическом статусе 200-мильной зоны вокруг архипелага, безнаказанно хозяйничают там, и при этом вовсю пользуются покровительством Москвы. Капитан «Электрона» Валерий Яранцев, например, был оправдан судом в Мурманске в этом году, хотя норвежцы обвиняли его в браконьерстве. Более того, на родине капитан прославившегося судна был представлен чуть ли не патриотом, боровшимся против необоснованных норвежских притязаний на шельф Шпицбергена.

Конфликт вокруг Шпицбергена, как считают норвежские эксперты, стал одной из причин сворачивания Москвой программы совместного изучения рыбных ресурсов Баренцева моря. Норвежских ученых в последнее время без объяснения причин несколько раз не пускали в российскую часть Баренцева моря для подсчета молоди трески и других промысловых рыб.

Так что «тщательно подготовленный ответ» норвежского премьера в Москве, оказавшийся блефом, вполне мог заставить российскую сторону еще более подозрительно относиться к истинным целям арестов и проверок российских судов. Ведь по российской статистике, частота досмотров россиян норвежской береговой охраной еще выше, чем по данным государственной инспекторской службы Норвегии.

"