Posted 25 июня 2006,, 20:00

Published 25 июня 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:12

Updated 8 марта, 09:12

Каримовский вираж

Каримовский вираж

25 июня 2006, 20:00
В минувшую пятницу на саммите Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), состоявшемся в Минске, Узбекистан объявил о том, что он вновь становится полноправным членом ОДКБ и снимает мораторий на активную работу в рамках этой военной структуры. Руководство ОДКБ сразу же восстановило эту центральноазиатскую

То, что Узбекистан вернется в ОДКБ, было очевидно еще в прошлом году. После кровавого подавления народных волнений, произошедших в мае 2005 года в узбекском городе Андижан, президент Узбекистана Ислам Каримов начал искать всяческую поддержку Москвы и Пекина. Узбекский лидер, лишившись поддержки Запада, в том числе США, настойчиво требующих независимого международного расследования андижанской трагедии, был вынужден вернуться под зону влияния Москвы. И чтобы заручиться полной поддержки Кремля, Узбекистан сначала изъявил желание войти в Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), куда, кроме России, входят также Армения, Казахстан, Белоруссия, Киргизия и Таджикистан, затем заявил о своей готовности вновь стать и полноправным членом другого постсоветского межгосударственного объединения – ОДКБ. Сразу после минского саммита этой организации Ислам Каримов, говоря о причинах, побудивших Ташкент восстановить свое полноправное участие в ОДКБ, заявил, что «Узбекистан, став полноправным членом ЕврАзЭС, не может остановиться на полпути», так как «по сути, ЕврАзЭс и ОДКБ – это две взаимосвязанные структуры».

Возвращение Ташкента в ОДКБ было широко поддержано президентом России Владимиром Путиным, который, комментируя эту новость, заявил буквально следующее: «Хочу проинформировать, что в ходе нашей встречи в узком составе мы не только приняли к сведению, а с удовольствием восприняли сообщение узбекских партнеров, что они снимают свой мораторий на активную работу в рамках нашей организации». По словам российского президента, ОДКБ за годы своего существования «превратилась в стержневой инструмент обеспечения безопасности на пространстве, являющейся зоной ее ответственности, и стала весомым фактором эффективности интеграционных процессов в рамках СНГ и активным партнером в ЕврАзЭС». В ответ президент Узбекистана заявил, что его страна никогда не денонсировала договор о своем участии в ОДКБ, и выразил благодарность государствам, которые дали согласие на восстановление ее полноправного участия в этой организации.

Ислам Каримов сообщил, что Узбекистан намерен активно участвовать и в создании таможенного союза в рамках ЕврАзЭС. По его словам, «создание зоны свободной торговли – это только первый этап на пути создания таможенного союза. Если бы такое решение было принято, это был бы результат, который даст мощный толчок развитию экономик всех государств, и не только экономик, но и «общего развития».

Андраник МИГРАНЯН, политолог, профессор МГИМО:

– Вне всяких сомнений, присоединение Узбекистана к ОДКБ усилит влияние этой организации. Конечно, членство в ОДКБ укрепит безопасность и самого Узбекистана. Это является продолжением логической линии возвращения Узбекистана ко всем интеграционным процессам в рамках СНГ. Ведь участие в ЕврАзЭС невозможно без членства в ОДКБ, так как эта организация обеспечивает безопасное развитие и экономическую интеграцию этих стран. Кстати, существование Организации договора коллективной безопасности оправдало себя. Поэтому и Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) приняла решение создать собственную структуру безопасности для борьбы с международным терроризмом, для обеспечения безопасности в регионе, в который входят страны–члены ШОС. От возвращения Узбекистана в ОДКБ очень многое выигрывает и Россия. Москве небезразлично, как будут развиваться события в Центральной Азии, которая входит в зону национальных интересов РФ.

Записал Мехман ГАФАРЛЫ

"