Posted 26 апреля 2018,, 15:01

Published 26 апреля 2018,, 15:01

Modified 7 марта, 16:39

Updated 7 марта, 16:39

Страховой крест банановой супердержавы

Страховой крест банановой супердержавы

26 апреля 2018, 15:01
В последние годы жители Эквадора больше беспокоятся за свою жизнь, чем за имущество.

Михаил Гришин (аналитическое агентство Front Analytics)

Эквадор на протяжении многих лет удерживает звание поставщика бананов номер 1 в мире — на него приходится 30% мировых продаж этого популярного фрукта. Несмотря на статус банановой супердержавы и наличие значительных запасов нефти, эта страна остается одной из беднейших в Латинской Америке, которую вдобавок постоянно трясет — в прямом и переносном смысле. И это накладывает свой отпечаток на рынок страхования.

Если Россия — это зона рискованного земледелия, то Эквадор — зона рискованного страхования. В минувшем году эксперты рейтингового агентства A.M.Best по праву присвоили стране высшую категорию риска. Судите сами: экономика страны подвержена сильным колебаниям из-за биржевых цен на нефть, финансовая система хронически находится в удручающем состоянии, а в стране нередки политические кризисы и военные перевороты (например, в период с 1996 по 2007 год страна сменила с десяток президентов). Вдобавок Эквадор находится в зоне сейсмической активности, и только за год может пережить пару сотен серезных землетрясений (от 4 баллов по шкале Рихтера, а более слабые там даже и не считают).

Все это делает ведение страхового бизнеса в Эквадоре увлекательным экзотическим приключением с непредсказуемым финалом. С одной стороны, эквадорский рынок привлекателен с точки зрения своего потенциала и быстрого роста. Всего за 10 лет объем собранных страховых премий увеличился в 2,5 раза (с 600 млн долл. в 2006 году до 1,62 млрд долл. в 2016), и это явно не предел — доля страхования в ВВП страны составляет сегодня всего 1,6% при среднемировом показателе в 6,2%. Дополнительным бонусом являются частые стихийные бедствия, политическая и экономическая нестабильность, которые создают благоприятные предпосылки для страхования имущества.

Но есть и другая сторона той же медали. Высокая вероятность наступления страховых событий создает неприятные риски для рентабельности уже самих страховщиков. Так, в течение последних 10 лет комбинированный коэффициент выплат в Эквадоре стабильно колеблется в районе 80% (без учета страхования жизни) — то есть является в целом убыточным. Дает себя знать и нищета населения — доля страховых премий на душу населения составляет чуть меньше 100 долларов, что, конечно, совсем не впечатляет (среднемировой показатель — 638 долл.). Наконец, сейсмическая и экономическая нестабильность способна как стимулировать, так и разрушать страховой рынок. Именно так произошло в 2017 году, когда сильное землетрясение вкупе с экономическим кризисом, связанным с падением цен на нефть, обрушило страхование почти по всем направлениям.

Хуже всего пришлось тем, кто занимался автострахованием. Собранные в этом секторе премии всего за два года упали почти вдвое, а доля этого некогда ведущего вида страхования сократилась с 35,2% до 23,7% в совокупном портфеле всех участников рынка.

Но если где-то убыло — значит, где-то и прибыло. Страхование жизни внезапно выстрелило на фоне падения рынка, прибавив аж 17,6% за 2016 год. И в результате график страхования жизни и других видов страхования стал похож на знаменитый российский демографический крест 90-х годов.

Добавляют огня и эквадорские законодатели с правительством, едва ли не ежегодно меняющие правила игры, отчего те или иные виды страхования становятся то перспективными, то бесперспективными. Например, ряд новых норм, введенных в 2011-2013 гг., и последовавшая затем реформа здравоохранения заметно повысили спрос на страхование здоровья и подстегнули рынок. С другой стороны, в то же время был принят ряд инициатив, ограничивающих участие иностранных компаний в перестраховочном бизнесе и банков — в бизнесе страховом.

Плохо только то, что совершенно точно нельзя предсказать, какие законодательные нововведения и радикальные перемены ждут участников страхового рынка Эквадора в ближайшее время. Что, в целом, соответствует духу страны, которая сама по себе живет в режиме постоянных потрясений.

Одним словом, вести страховой бизнес в Эквадоре не сложнее, чем кататься на велосипеде. Который горит. И дорога горит, и ты горишь, и пальмы с бананами горят. То есть увлекательно, с экзотикой, немного опасно и с огоньком.

Впрочем, не все так плохо. Помимо уже упомянутого страхования жизни, можно отметить сравнительно небольшое сжатие рынка перестрахования - всего на 9,4% против падения рынка прямого страхования более чем на 23% в 2016 году. А на фоне медленно, но верно растущих цен на нефть мы можем прогнозировать восстановление эквадорского рынка страхования, не связанного с жизнью (и, соответственно, перестрахования), уже в обозримой перспективе.

Об авторе:

Гришин Михаил Александрович Родился в г.Щелково Московской области14.02.1984 Женат , трое детей. Состоит в партии ЛДПР. Является основателем рекламно-производственной компании «Ф-Медиа», которая входит в тройку лидеров по производству пластиковых карт в РФ. С 2012 года - основатель и Генеральный директор ООО « Межрегиональный правовой центр».

"