Posted 25 апреля 2005,, 20:00

Published 25 апреля 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:32

Updated 8 марта, 09:32

Санитарная зона

Санитарная зона

25 апреля 2005, 20:00
Вчера спецпредставитель генсека НАТО Роберт Симмонс заявил в Тбилиси, что Грузия уже в мае может получить приглашение в Североатлантический альянс. Примечательно, что в конце минувшей недели такое же предложение было сделано Украине. На очереди – Молдавия, которая так же, как и ее партнеры по ГУУАМ (Грузия, Украина, Уз

Другой приоритет во внешней политике большинства участников ГУУАМ – ликвидация российского военного присутствия в своих странах. И вчера же сенсационное заявление по этому поводу сделал министр иностранных дел РФ Сергей Лавров – уже в нынешнем году начнется вывод российских военных баз из Грузии. На освобождающееся после России место руководители стран – бывших союзниц приглашают подразделения объединенных сил ЕС и США. И наконец последняя сенсация: вчера лидеры стран ГУУАМ заявили о создании пространства безопасности совместно с ЕС и НАТО.

Таким образом, Запад выстраивает между собой и Россией своеобразный «санитарный» буфер. Наши бывшие друзья по СССР – страны Балтии – уже в Евросоюзе и НАТО. А нынешние партнеры по СНГ туда только стремятся. Нет сомнений, что в ближайшие годы членами ЕС и альянса станут Украина, Грузия и Молдавия. Станут, несмотря на то что в самих этих странах существует скептическое отношение к подобной перспективе.

По данным многочисленных соцопросов, на Украине большинство населения не приветствует североатлантические устремления своих новых руководителей, хотя позитивно относится к интеграции страны в единую Европу. Но это дело, по мнению президента Украины Виктора Ющенко, поправимое. Необходимы только время и хорошая агитационная работа. И тогда советские стереотипы украинцев будут сломлены.

Киев уже начал «интенсифицированный диалог» с Брюсселем, что означает первую ступень процесса вступления в альянс. По словам генсека НАТО Яапа де Хооп Схеффера, Украина «села за руль автомобиля, а НАТО теперь поможет этот автомобиль заправить». Те же перспективы открываются и перед Тбилиси. Вчера спецпредставитель главы альянса Роберт Симмонс заявил, что уже в мае Грузия получит официальное приглашение к вступлению в НАТО. В Грузии, уже открывшей небо для натовских самолетов, вопрос о том, вступать в альянс или нет, не стоит вовсе. Здесь все давно определились: североатлантический зонтик надежно защитит страну от врагов, а также принесет ей немалые финансовые выгоды.

Молдавии пока никто никаких посулов не делает. Скорее всего, потому, что эта страна по Конституции является нейтральным государством. И для того, чтобы делать заявку на вступление в Североатлантический блок, ей надо сначала изменить свой Основной закон. Однако нет сомнений в том, что необходимые конституционные поправки молдавский парламент сделает, как только это потребуется. Тем более что в концепции развития государства интеграция в североатлантические структуры значится.

Правда, есть одно препятствие – Россия. Пока ее войска продолжают находиться в Приднестровье, кишиневским властям не с руки менять Конституцию. Ведь главным аргументом их споров с Россией по поводу ликвидации иностранного военного присутствия была и остается ссылка на нейтральный статус государства. В котором, понятно, нет места для чужих военных. Впрочем, это не мешает Кишиневу приглашать таковых, но уже с другой стороны – из Евросоюза и США. Найден и благовидный предлог – для обеспечения стабильности в зоне приднестровского конфликта. Здесь вот уже 13 лет несут службу российские миротворцы, в былые времена устраивавшие как молдаван, так и приднестровцев. Но сегодня молдавские власти со всех международных трибун вещают о том, что кредит доверия россиянам исчерпан. И зовут на роль миротворцев в зоне бывших боевых действий на Днестре румын, подразделения объединенных сил ЕС, США (все это страны НАТО), а также украинцев (будущий участник НАТО).

Те же шаги предпринимает и Грузия, стремящаяся объединить страну. Но для этого ей предстоит договориться с лидерами Абхазии и Южной Осетии. Однако пока в Сухуми и Цхинвали прислушиваются к советам Москвы, а не Тбилиси (так же, как и руководители Приднестровья). Заменить россиян на «нейтральных» американцев или, на худой конец, европейцев означает для грузинских политиков победу на внутренних фронтах. И вот в понедельник у официального Тбилиси появился вполне законный повод выпить шампанского – вчера министр иностранных дел РФ Сергей Лавров заявил, что вывод российских баз из Грузии начнется уже в нынешнем году.

Процессы замены военных и миротворцев из России на бойцов из стран, более лояльных к центральным властям государств СНГ, можно сказать, запущены. После визита в Тбилиси 10 мая президента США Джорджа Буша сроки этой «конвертации» окончательно прояснятся, по крайней мере в отношении Грузии. Президент Саакашвили даже собирается усадить за один стол с заморским гостем лидеров сепаратистских регионов, де-юре входящих в состав этого закавказского государства. И открыто говорит о том, что Буш поможет объединению Грузии.

Впрочем, визит американского президента прояснит ситуацию не только в самой Грузии, но также в Молдавии и на Украине. Российский флот в Севастополе – тема дискуссий не только министров обороны двух стран, но и предмет для обсуждения в США и НАТО. Дело в том, что в стране, стремящейся в альянс, не может располагаться внеблоковая военная база. Тем более российская...

Пока по количеству военных баз в странах СНГ Россия опережает США и НАТО. Уже через несколько лет все будет наоборот.

Вчера в Москву прибыл министр обороны Украины Анатолий Гриценко, который сегодня обсудит со своим коллегой Сергеем Ивановым вопросы пребывания российского флота в Крыму. Пару недель назад в Вашингтоне глава украинского оборонного ведомства заметил, что хочет посмотреть Иванову в глаза, мол, тогда он поймет, как далее будут развиваться двусторонние отношения в военной сфере. По крайней мере, до визита ожидалось, что Гриценко подпишет с российской стороной план военного сотрудничества на 2005 год. Перед поездкой министр обороны Украины заявил, что досрочного пересмотра украино-российского соглашения по базированию Черноморского флота России в Крыму не будет. Несмотря на стремление Украины войти в НАТО.

В интерпретации главы украинского МИД Бориса Тарасюка позиция официального Киева означает, что Украина не станет добиваться вывода со своей территории российского флота до 2017 года, однако и не планирует продлевать этот срок.

В том, что во всех перечисленных странах, а также в Азербайджане (тоже участнике ГУУАМ) рано или поздно, но обоснуются американские военные, никто не сомневается. При этом не важно, как они будут называться: мобильными силами (как в Азербайджане) или миротворческими подразделениями (как в Грузии и Молдавии). Штаты будут присутствовать там, куда распространяется сфера их национальных интересов. О том, что Грузия (место, удобное для контроля над всем Кавказом), Азербайджан (хороший плацдарм на Иран), Молдавия (в свое время ПВО 14-й армии «просвечивала» отсюда половину Европы), а также Украина (возможность хозяйничать на Черном море) входят в зону интересов США, представители госдепа заявляли не раз.

А что же Россия? При осуществлении всех этих сценариев мы в скором времени останемся лишь в Армении (там дислоцируется 102-я база МО), в Киргизии (авиабаза в Канте), в Казахстане (Байконур) и, конечно, в Белоруссии. Если не считать последнюю, с Запада нашу страну по всем направлениям – с севера на юг – будут «подпирать» страны НАТО (уже вошедшие туда или только интегрирующиеся).

Так или иначе, но буферная прослойка из стран нынешнего СНГ между Россией и ЕС уже обозначена. И если Москва не сумеет выровнять дисбаланс в отношениях со странами-соседями, буфер превратится в санитарный кордон. А сама Россия окажется в изоляции даже от своих бывших друзей.



КОММЕНТАРИИ

Валерий ЧАЛЫЙ, украинский политолог:

– Сегодня разговор о денонсации соглашений Украины и России по Черноморскому флоту не стоит. Официальная позиция Киева: Украина выполняет все подписанные с РФ договоренности до 2017 года. В то же время после недавних проверок речь идет о нарушении выполнения ряда норм соглашения российской стороной. Именно на это и указывает Украина. Ныне украинское государство действительно начинает новый формат своих отношений с НАТО. Однако возможность появления натовских баз на территории Украины – вопрос гипотетический. Кроме того, в конституции Украины есть норма, которая исключает пребывание баз иностранных государств на украинской территории. Исключение сделано для России – в переходных положениях конституции. Для того, чтобы базы НАТО появились на территории Украины, необходимы два условия. Первое – это членство в альянсе. Второе – внесение изменений в конституцию.

Константин ГАБАШВИЛИ, председатель комитета по внешним связям парламента Грузии:

– Россияне не воспринимают всерьез то, о чем мы говорим, а это свидетельствует о превалировании имперского мышления над реализмом. Если к 15 мая консенсус по срокам не будет достигнут, автоматически заработает план, разработанный правительством на основе постановления грузинского парламента «О российских военных базах, дислоцированных в Грузии». В соответствии с этим планом российские военные базы смогут функционировать лишь в режиме вывода. Опасения, что на месте российских баз появятся другие иностранные военные объекты, необоснованны. Разговоры о возможном американском военном присутствии, о том, что турки войдут в Ахалкалакский район, и т.д. – просто провокация. Если надо, грузинский парламент готов принять закон о неразмещении военных баз другого государства на территории Грузии. Но это будет сделано лишь после достижения решения по конкретным срокам вывода российских баз.

Олег КУЛАКОВ, полковник, кандидат исторических наук, преподаватель Военного университета Минобороны РФ:

– Сокращение нашего военного присутствия в странах СНГ, естественно, не означает, что здесь образуется пустота. Речь идет не только о появлении американцев, скорее следует говорить о НАТО. Несколько лет назад была принята концепция «расширения зоны ответственности НАТО» – вплоть до территории Китая. Подобное обстоятельство, хотя и является объективным неудобством для России, однако не ведет к новому противостоянию с Западом. Ведь НАТО, США и Россия вместе противостоят международному терроризму. Военное присутствие в бывших советских республиках требует колоссальных затрат. Можно говорить о коррекции нашего курса, а не об ущемлении интересов России.

"