Posted 25 апреля 2005,, 20:00

Published 25 апреля 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:32

Updated 8 марта, 09:32

Империя удельных княжеств

25 апреля 2005, 20:00
За месяц до референдума по принятию Европейской конституции во Франции эйфория сторонников объединения сменилась страхами за будущее всего ЕС. Бывший президент Еврокомиссии Романо Проди заявил, что если французы выскажутся против единой конституции, это будет означать «падение Европы». Между тем британская и немецкая п

Напомним, что Европейская конституция может вступить в действие, если только граждане всех членов ЕС поддержат ее. Одна страна, сказавшая «нет», – и Основной закон Евросоюза превращается в многостраничный том ни к чему не обязывающих статей и деклараций. Вот почему во всей Европе сторонники объединения континента с особым опасением поглядывают на Францию.

Здесь референдум по конституции пройдет 29 мая, но, согласно последним социологическим опросам, 58% французов выступают сегодня против принятия единого европейского документа. Причем вряд ли стоит ожидать изменения этой тенденции: даже пламенные призывы президента страны Жака Ширака к соотечественникам сказать «да» Основному закону ЕС не возымели действия. Среди голландцев, которые будут голосовать по этому же вопросу три дня спустя – 1 июня, – сторонников и противников принятия Евроконституции примерно поровну.

Такой расклад заставляет экспертов и руководство ЕС оценивать возможные последствия от непринятия конституции. «В лучшем случае нас ждет стагнация, в худшем – определенного рода хаос, который серьезно отразится на экономике», – заявил глава Европейской торговой комиссии Питер Мандельсон. Многие прогнозируют и резкое ослабление единой европейской валюты. Так, представитель «Дойче банк АГ» Томас Майер заявил, что сначала евро потеряет свой обменный потенциал в районе 2%, после чего продолжит падать. Президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга в свою очередь предупредила, что ее страна может и не перейти на евро в случае отказа Франции от конституции.

Одним из последствий может также стать разделение Европы на несколько групп или коалиций, которые будут осуществлять различные проекты – только уже между собой. Представитель «Бэнк оф Америка» Хольгер Шмидинг, например, считает, что Франция и Германия в этом случае усилят совместное сотрудничество, а сам ЕС будет постепенно превращаться в «клуб клубов». В то же время Шмидинг убежден, что при таком варианте развития событий пространство для рыночной экономики сузится.

Однако самую мрачную оценку почти неизбежного сценария дал бывший президент Еврокомиссии Романо Проди. «Европы больше не будет, и мы войдем в долгий период кризиса, – предсказывает он в интервью одной из французских газет. – Отказ от конституции станет не только катастрофой для Франции, но и падением всей Европы». По его словам, противоречие заключается в том, что «никто не представляет себе Европу без Франции, однако Франция не осознает тех преимуществ, которые дает ей место в объединенной Европе».

Впрочем, не исключено, что руководство ЕС к моменту проведения референдума во Франции придумает, как спасти конституцию в случае ее неутверждения. По сведениям британской и немецкой прессы, в Брюсселе уже вовсю ломают голову над решением этой дилеммы.




Новобранцы с Востока

"