Posted 25 февраля 2004,, 21:00

Published 25 февраля 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:43

Updated 8 марта, 09:43

ШПИОНЫ ЛЕТЯТ К ГРАНИЦАМ РОССИИ

ШПИОНЫ ЛЕТЯТ К ГРАНИЦАМ РОССИИ

25 февраля 2004, 21:00
Прошедший праздник защитников Отечества для российской ПВО был омрачен: с 23 по 25 февраля над территориями Литвы и Латвии совершал полеты самолет дальнего радиолокационного наблюдения и управления (AWAСS) Boeing E-3 Sentri, принадлежащий Объединенному командованию войск НАТО в Европе. Хотя натовцы утверждают, что поле

По крайней мере так считает начальник пресс-службы Балтийского флота капитан 1 ранга Анатолий Лобский. По его словам: «Несмотря на заявления официальных лиц прибалтийских республик, что во время полета самолета «не будет проводиться слежка за объектами на российской территории», командование БФ не сомневается, что полеты над территориями стран Балтии носят не только демонстрационный характер, но и выполняются в разведывательных целях». «Вызывает недоумение и то обстоятельство, что хотя данная демонстрационная акция и выполняется якобы в рамках программы «Партнерство ради мира», российских военных специалистов для участия в ней не допустили», – заявил начальник пресс-службы БФ. С аналогичными заявлениями выступили вчера представители российских ВВС и МИД.

Хотя самолет-шпион и не нарушал воздушных границ Белоруссии и России, озабоченность военных и дипломатов вполне понятна. Е-3, появившийся в середине 70-х годов прошлого века на базе успешного коммерческого лайнера Boeing-707, создавался с тем, чтобы шпионить за потенциальным противником, оставаясь вне его воздушного пространства. Пролетая над странами Балтии, Sentri способен отслеживать работу как гражданских, так и военных радиотехнических средств вплоть до Урала. При этом командование НАТО получает сведения не только о характеристиках и координатах радиолокационных станций системы ПВО. Новейшее разведоборудование позволяет собирать данные о движении по железным дорогам страны, записывать телефонные переговоры, фиксировать характеристики закрытых правительственных каналов связи.

В зависимости от задания в состав экипажа входят от 18 до 40 «воронов» – так на натовском военном жаргоне называют специалистов по радиотехнической разведке. Большой запас топлива позволяет AWAСS находиться в воздухе до 20 часов без дозаправки, на случай длительных полетов предусмотрен второй «комплект» летчиков и инженеров. По сведениям авторитетного справочника Jane’s, за один час полета Е-3 собирает больше информации, чем разведывательный спутник за двое суток. В общем, такая машина действительно способна стать «головной болью» для военного руководства России и Белоруссии. Тем более что препятствовать таким полетам невозможно. Как правило, в случае появления разведчика вблизи госграницы в воздух поднимаются перехватчики МиГ-31 или Су-27, которые «на всякий случай» сопровождают супостата, следуя параллельным курсом. Но такие меры обычно никого не пугают – применить оружие по цели на «той стороне» границы в мирное время пилоты истребителей не имеют права.

Впрочем, полеты натовских шпионов вызывают одобрение далеко не во всех прибалтийских странах – Эстония категорически исключила возможность использования своего воздушного пространства для этих целей. Явно ошибочнее сообщение Интерфакса о предоставлении эстонских аэродромов вчера вызвало даже небольшой дипломатический скандал.

Отправка летающего шпиона в Прибалтику – шаг, несомненно, демонстративный. НАТО вполне могло бы воспользоваться своим правом на инспекционный полет в воздушном пространстве России и Белоруссии, которое дает Северо-атлантическому блоку договор «Открытое небо». По крайней мере белорусские военные против этого не возражают. Как сообщил вчера агентству Regions.Ru неназванный источник в минском МО «Нет смысла вести какую-либо разведывательную деятельность на белорусской территории. Мы присоединились к Договору об открытом небе, и над нашей территорией легально может летать другой самолет, более приспособленный для этих целей». Он также сообщил, что в Белоруссии считают справедливым недовольство российских официальных лиц по поводу проводимых полетов.

Конечно, Россия может сколько угодно протестовать по линии МИД против действий западных военных, но противопоставить им, увы, нечего. К самолетам-разведчикам у наших западных границ, как это ни печально, придется привыкать. И появятся они в Прибалтике скорее всего уже в этом году – вчера НАТО объявило о возможности досрочного приема новых членов уже второго апреля сего года. Любопытно, что во времена СССР с аэродрома в Шяуляе (Литва), откуда сейчас летает Е-3, поднимались в воздух разведчики Ту-126 «Лиана» – наши аналоги AWAСS.

"