Posted 25 января 2010,, 21:00

Published 25 января 2010,, 21:00

Modified 8 марта, 07:10

Updated 8 марта, 07:10

Комплекс евро

25 января 2010, 21:00
Премьер-министр Литвы Андрюс Кубилюс, комментируя итоги состоявшейся в конце минувшей недели встречи руководителей трех балтийских республик, заявил, что его страна сможет ввести евро в качестве национальной валюты только в 2014 году. По его словам, в Прибалтике дальше всех в этом отношении продвинулась Эстония, котора

Aвторитетное международное рейтинговое агентство Moody официально подтвердило, что Эстония вполне может справиться с «амбициозной задачей» – введением евро уже в 2011 году. Собственно, такую цель и ставило перед собой правительство маленькой балтийской республики. Официальный Таллин не смущает даже то, что против перехода на евро высказывается все больше жителей страны. Так, согласно опросу социологической фирмы TNS Emor, введение евровалюты поддерживают лишь 47% опрошенных. Год назад за эту идею ратовало свыше 50% населения. Основной аргумент «против» – страх перед падением уровня жизни. Кроме того, крона воспринимается многими эстонцами как своеобразное подтверждение независимости страны.

Два других балтийских государства заметно отстают. Это и неудивительно: экономическая ситуация в Латвии и Литве значительно хуже, чем в Эстонии, поэтому обе страны последовательно откладывают переход к единой европейской валюте. Так, еще год назад нынешний президент Литвы Даля Грибаускайте заявляла о том, что переход будет возможен в 2013 году. А теперь премьер Кубилюс перенес это на еще более поздний срок. Причем он допускает, что и в 2014 году Литва может не выполнить все требования, а значит, и этот срок – примерный. Ту же дату и столь же осторожно называет президент Банка Латвии Илмарс Ришевич.

О перспективах присоединения к зоне евро на этой неделе много говорят и в Польше. Прогнозы – самые разные. Если раньше превалировали слухи о том, что общеевропейская валюта будет введена в этой стране в 2012 году – как раз к проведению чемпионата Европы по футболу, то теперь чаще упоминаются 2015 и даже 2019 – 2020 годы. Как рассказал «НИ» ведущий экономист варшавского Института имени Адама Смита Анджей Садовский, «западные банки, инвестирующие в польскую экономику, не верят, что стратегия отказа от злотого может быть реализована даже к 2015 году». Не случайно в варшавских СМИ уже появились сообщения, что банкиры из Старой Европы все чаще заключают с польскими коллегами миллионные пари, утверждая, что евро можно ввести в этой стране не ранее 1 января 2019 года. Кстати, именно под эту дату последнее время все чаще скупаются польские государственные облигации.

Правда, д-р Садовский считает, что «банкиры-пессимисты» могут и прогореть. По крайней мере уже в ближайшую пятницу премьер-министр Дональд Туск и министр финансов Яцек Ростовский обещают расставить все точки над «i», хотя карт пока не раскрывают. Но, наверное, не случайно в проправительственных СМИ за последнее время появилось немало материалов об опыте соседней Словакии, год назад заменившей свою крону на евро, что вопреки опасениям практически не отразилось на уровне жизни. По опросам, сегодня 80% словаков считают, что правительство поступило правильно.

Но больше всех удивил на днях премьер-министр беднейшей страны ЕС – Болгарии Бойко Борисов, заявивший на обеде с участием послов стран ЕС, что уже в конце этого месяца подаст заявку на вступление своей страны в еврозону. При этом особый упор он сделал на снижении зависимости Болгарии от внешних заимствований, в частности от поддержки МВФ. Время покажет, насколько обоснован подобный оптимизм. По крайней мере даже находящаяся в несравненно лучшем экономическом положении Чехия заявляет о своей неготовности присоединиться к евро в ближайшую пару лет.

"