Posted 24 декабря 2013,, 20:00

Published 24 декабря 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 04:35

Updated 8 марта, 04:35

Как завещал Мао

24 декабря 2013, 20:00
Китайские консерваторы рады: порядком подзабытые времена Мао Цзэдуна пусть в мелочах, но вернулись. В конце января журналистам, работающим как в печатных СМИ, так и на радио и телевидении, придется сдавать экзамен по коммунистической идеологии. Таким образом, руководство Китая ясно дало понять, что и в нынешние времена

Экзамен по идеологии должен пройти в конце января 2014 года, накануне китайского Нового года, который в следующем году выпадает в ночь с 30 на 31 января. Для того чтобы его сдать, четверти миллиону журналистов настоятельно советуют пройти 18-часовой курс лекций по применению марксизма в прессе, журналистской этике с учетом идеологической борьбы и другим связанным с идеологией темам, а также проштудировать 700-страничное пособие, специально изданное для экзамена Главной администрацией прессы Китая. Именно это управление в правительстве руководит всеми китайскими СМИ, в подавляющем большинстве являющимися государственными.

В заявлении главного регулятора китайской прессы объясняется, что целью экзаменов является улучшение общего качества китайской журналистики и стремление сделать «социализм краеугольным камнем в системе ценностей каждого китайского журналиста». Пока не очень ясно, что будет с теми, кто экзамен «завалит». Очевидно, им устроят пересдачу. Впрочем, китайские чиновники дают понять, что для особо политически безграмотных журналистов возможны и более серьезные последствия, вплоть до увольнения.

Китайские журналисты всегда работали под неусыпным надзором Компартии. Бдительная цензура на корню пресекала малейшие отступления от линии партии. За последнее десятилетие вследствие всеобщей коммерциализации, которая коснулась и СМИ, контроль партии над ними несколько ослаб. Этим, очевидно, и объясняется закручивание гаек, начавшееся год назад, после прихода к власти нынешнего руководителя государства Си Цзиньпина.

За рубежом с его приходом к власти нередко связывались надежды на некоторые послабления для прессы. Все-таки его стараниями начата антикоррупционная кампания, в которую сразу же активно включились блогеры и журналисты. Однако «политической оттепели» не произошло. Напротив, новое руководство начало «закручивать гайки» в работе прессы. Например, в этом году распространение слухов в соцсетях стало уголовно наказуемым преступлением. Теперь многие разоблачения, которые делают блогеры, можно квалифицировать как клевету со всеми вытекающими последствиями.

Очевидно, призадуматься над контролем партии над прессой товарища Си заставили события в самом начале этого года в Гонконге. Журналисты еженедельника Southern Weekend объявили забастовку в знак протеста после того, как редакционная статья в новогоднем номере, в которой они призывали власти к соблюдению конституции, подверглась сильной правке цензоров. Забастовка продлилась несколько дней. Журналисты вышли на работу после того, как цензоры пообещали ослабить свою хватку.

О том, что КПК с новой силой взялось за идеологию, свидетельствует и объявленное на прошлой неделе решение поставить во главе крупнейших факультетов журналистики сотрудников Главной администрации прессы. Словом, наступление на прессу начато всерьез. Официальное печатное издание ЦК КПК «Жэньминь Жибао» назвала эту новую политическую кампанию «борьбой не на жизнь, а на смерть».

В Поднебесной борются не только с китайскими журналистами, которые отходят от линии партии, но и с зарубежными. Поскольку контроля над зарубежными СМИ китайские власти не имеют, иностранцам просто отказывают в аккредитации. Яркое подтверждение – журналисты компаний New York Times Company и Bloomberg News, которые уже больше года не могут получить визы. Американские журналисты провинились тем, что напечатали в прошлом году большие материалы о богатствах родственников бывшего премьера Вэня Цзябао и Си Цзиньпина.

"