Posted 24 ноября 2014,, 21:00

Published 24 ноября 2014,, 21:00

Modified 8 марта, 02:04

Updated 8 марта, 02:04

На зимние квартиры

24 ноября 2014, 21:00
Руководитель федеральной службы защиты конституции Германии Ханс-Георг Маасен огорошил соотечественников новостью о 60 погибших в Ираке и Сирии гражданах ФРГ, воевавших на стороне «Исламского государства» (ИГ) и других радикальных группировок. Всего же, по оценкам немецких специалистов, участвовать в джихаде на Ближний

Перед Европой сейчас стоит не только задача, как преодолеть экономический кризис. Домой из Сирии и Ирака начинают возвращаться «европейские джихадисты» – радикальные мусульмане с паспортами членов ЕС, отправившиеся на Ближний Восток не осматривать достопримечательности, а воевать с неверными и строить современный халифат. Домой многие из тех, кто остался жив, возвращаются еще более убежденными в правильности радикального ислама и готовыми применять полученные в горячих точках навыки и умения на родине.

Всего таких европейцев сейчас, как считают в Брюсселе, порядка трех тысяч человек. Причем как минимум половина из них воюют на стороне «Исламского государства» – наиболее радикальной джихадистской группировки на Ближнем Востоке. Даже если предположить, что лишь каждый десятый из них готов воевать с неверными и дома и что многие приезжают лишь для того, чтобы залечить раны, отдохнуть и вновь вернуться на Ближний Восток, это все равно внушительная армия закаленных в боях радикалов, которые без колебаний готовы жертвовать своими жизнями за правое, по их глубокому убеждению, дело. Так что опасения как европейских властей, так и правительств членов Евросоюза в отношении «возвращенцев» вполне обоснованны и серьезны.

«Скоро нам, возможно, придется столкнуться с серьезнейшей проблемой возвращения европейцев из Сирии и Ирака», – предупредил в прошлом месяце в интервью International New York Times бывший координатор по антитеррористической деятельности в Европе Жиль де Кершов.

Конечно, легче всего бороться с этой угрозой, не пуская «европейских джихадистов» на Ближний Восток. Однако сделать это мешает европейская демократия – предмет особой гордости Еврокомиссии и Европарламента. Запретить поездки на Ближний Восток через суд крайне трудно. К тому же радикалы, естественно, не распространяются о своих намерениях и пробираются в Сирию и Ирак тайком. Наиболее распространенный путь в горячие точки – через Турцию. Брюссель уже неоднократно обращался в Анкару с просьбой ужесточить пропускной режим на турецко-сирийской границе, однако слышит в ответ лишь общие слова и советы не отпускать своих граждан на войну.

Приходится ждать возвращения блудных сыновей дома. В ряде европейских стран уже предприняты попытки ужесточить законодательство, чтобы помешать им свободно возвращаться домой. Однако доказать в суде их участие в боевых действиях и тем более совершение преступлений крайне трудно.

Полиция Великобритании, Германии и Бельгии уже получила право задерживать некоторых физических лиц, подозреваемых в участии в боевых действиях за рубежом. Франция приняла такую же поправку в сентябре. Расширены возможности правоохранительных органов и в Австрии, где этой проблеме придают важное значение. Министр внутренних дел Австрии Йоханна Микль-Лейтнер недавно назвала 64 граждан Австрии, вернувшихся домой из Сирии, «бомбами с включенным часовым механизмом».

Еще труднее определить, кто из блудных сыновей на самом деле разочаровался в джихаде и готов вернуться к мирной жизни, а кто намерен продолжать борьбу дома? Вторые, естественно, о своих планах властям рассказывать не намерены. Родные же этих людей, которые больше всего знают об их истинных мыслях и намерениях, опасаются преследования властей. Они редко обращаются в полицию со своими подозрениями и предпочитают молчать.

Конечно, объединенной Европе следовало бы бороться с общей угрозой сообща, но здесь хваленая демократия мешает еще больше. Дублин уже несколько месяцев обменивается с Лондоном подробной информацией о лицах, подозреваемых в связях с джихадистами и возвращающихся с Ближнего Востока. Мониторинг Лондоном и Дублином ведется по всем европейским аэропортам и морским портам. Министр юстиции Ирландии Фрэнсис Фицджеральд считает эту меру эффективной и предлагает распространить ее на весь континент. Однако похожий закон, правда, касающийся только аэропортов, уже два года обсуждается в Европарламенте. Законодатели никак не могут его принять из опасений, что такие меры нарушат права европейцев.

Британским страховым компаниям запретят платить выкупы террористам

Британским страховым компаниям законодательно запретят платить выкуп террористам, сообщает BBC News. Официально об этом в понедельник объявила министр внутренних дел Великобритании Тереза Мэй. Данная мера входит в законопроект о борьбе с терроризмом, который будет внесен на рассмотрение в парламент на этой неделе. Власти Великобритании считают, что выкупы способствуют похищениям людей. По мнению британских властей, боевики «Исламского государства», в частности, захватывают заложников для финансирования своих операций.
По словам представителей британского МВД, финансирование терроризма и так запрещено законом, однако существует элемент «неопределенности» относительно запрета страховщикам удовлетворять просьбы компаний и семей, которые столкнулись с требованием выкупа.
В конце лета уровень террористической угрозы в Великобритании был поднят с «существенного» (substantial) до «серьезного» (severe) – четвертого из пяти по существующей в стране классификации. Эта оценка означает, что вероятность терактов крайне высока. Вместе с тем глава Скотланд-Ярда Бернард Хоган-Хоу утверждает, что в этом году удалось предотвратить около 80% терактов.
По материалам «Интерфакса»

"