Posted 24 ноября 2011,, 20:00

Published 24 ноября 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 05:59

Updated 8 марта, 05:59

Исповедь Христоса

Исповедь Христоса

24 ноября 2011, 20:00
В последнее время новости из Греции напоминают сводки с театра военных действий. Правительство сражается с кризисом, а с самим правительством воюют манифестанты, число которых, не в пример России, исчисляется многими тысячами. Забастовки, стачки, столкновения с полицией – сегодня это привычная реальность греческих горо

До того как я впервые приехал в Грецию, слыша сочетание «Афинский университет» (к слову – старейшее высшее учебное заведение Балканского полуострова), я представлял здание, выдержанное в традициях классической античной архитектуры. Стройные белые колонны, среди которых расхаживают степенные профессора и внимающие им студенты, белые аккуратные потолки и чуть ли не таблички «Руками не трогать». Действительность оказалась совершенно иной. Первое, что меня поразило при входе в здание университета, – это огромные граффити, сомнительно украшавшие и без того не слишком чистые и опрятные стены прямо у входа на факультеты. Все без исключения граффити были политическими. Среди них имелись грозные и не всегда цензурные призывы к правительству и богатым не перекладывать свои проблемы на плечи народа или совет просто уйти и не мешать людям жить. Есть проклятья в адрес МВФ и всей мировой буржуазии. Впечатлил слоган, который примерно можно перевести как «Анархия – мать порядка».

«Тсс, здесь заседает стачечный комитет», – предупредил меня при входе в одну из аудиторий студент с так не подходящим революционеру-коммунисту (каковым он себя считает) именем Христос. И в самом деле, в эти дни в университете проходила стачка, уже бог знает какая по счету с начала этого года. Требования все те же: не вести борьбу с долговым кризисом за счет простых людей – в данном случае студентов. В пакете мер экономии, который приняло греческое правительство, значится и повышение платы за обучение для студентов, а также сокращение срока учебы. Сейчас в уставах вузов, а также в греческом законодательстве есть немало лазеек, позволяющих учиться в университетах бесконечно долго – лет семь и больше.

В рамках новой стачки уже прошли столкновения с полицией. Теперь стачечный комитет обсуждает свою стратегию – куда выходить митинговать и драться с полицейскими: на привычную площадь Синтагма или куда-то еще? Ради такого случая перед аудиторией выставили добровольных охранников из числа студентов, одним из которых и является Христос. «От кого охраняете? – интересуюсь я. – От полиции? От ректора?» Христос моему вопросу очень удивился. «Нет, конечно», – говорит он и поясняет, что охрана нужна от журналистов, которые периодически заглядывают в университет. А вот от преподавателей охранять стачечников нет никакой необходимости, потому что с ними у революционного студенчества полное взаимопонимание. Благо, сами нынешние профессора выходили на подобные стачки когда-то в молодости.

А вот полиции вход в университеты заказан. Стражей порядка сюда допускают только в том случае, если есть единогласное решение ректорского совета, в который входят как преподаватели, так и студенты. «Но такое бывает, если совершено какое-то серьезное преступление – убийство или грабеж», – поясняет Христос. Интересуюсь у него, когда в университете была полиция. Он морщит лоб, но ничего не припоминает. «На моей памяти, по-моему, никогда», – говорит он.

Право экстерриториальности для греческих вузов – это то, что в университете порой называют несколько пафосно: «Завоеванием 17 ноября». Имеется в виду 17 ноября 1974 года, когда правившая в стране печально известная диктатура «черных полковников» жестоко подавила студенческие волнения. Та победа оказалась для военных пирровой: вскоре они вынуждены были уйти от власти. Ноябрьские дни в греческих вузах – нечто вроде праздника для бунтующего студенчества, когда бойцы революционного фронта вспоминают минувшие дни не только в интервью журналистам, но и в стенах родных университетов. Правда, центром этого странного праздника является не Афинский университет, а знаменитый Политехнион (Афинский политехнический университет). Здесь началось сопротивление военной диктатуре, работала радиостанция, призывавшая студентов стоять до победы. Здесь же 17 ноября 1974 года произошла трагедия, всколыхнувшая всю страну: военные взяли университет штурмом, убив 24 человека. Сейчас здесь работает фотовыставка, посвященная тем дням, проходят конференции, участники которых рассказывают о временах борьбы с диктатурой и ненавязчиво проводят аналогии с современностью. Как объяснил мне Христос, «тогда народ боролся за свободу против диктатуры военных, сейчас борется против диктатуры МВФ».

В районе Политехниона проживает и знаменитая революционная собака, «жрецом» интернет-культа которой является Христос. Бездомный пес с простым именем Сосиска привлек внимание фотографов с год назад, когда по-своему принял участие в одной из демонстраций в Афинах. Он лаял на стражей порядка и бегал в рядах демонстрантов. С тех пор пес поменял имя – вместо простецкого Сосиска его теперь именуют более благозвучной кличкой Канеллос (это можно перевести как Собачка). Видимо, пес приобрел и хозяев: на митингах он бывает исключительно в ошейнике. Псу посвящено несколько песен, сочиненных студентами, и страничка в «Фейсбуке». Эту страничку Христос одно время редактировал. Потом надоело. Христос объясняет, что планирует завести интернет-дневник, где бы новости комментировались от имени Сосиски. «Это будут правдивые новости, а не те, что передают в буржуазных газетах», – говорит он. На прощание я задаю ему вопрос, который давно хочу задать: «Учиться-то ваши революционные студенты успевают?» Христос опять задумывается. «В общем, да», – отвечает он наконец.

"