Posted 24 сентября 2014,, 20:00

Published 24 сентября 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:06

Updated 8 марта, 04:06

Черное дело

24 сентября 2014, 20:00
Протестуя против импорта российского угля, более дешевого по сравнению с польским, активисты шахтерской «Солидарности» (одной из ветвей знаменитого профсоюза) утром в среду заблокировали железнодорожный погранпереход Бранево-Мамоново на границе с Калининградской областью. На путях находятся около двухсот человек.

По утверждению Доминика Коложа, лидера Силезско-Домбровского отделения «Солидарности», еще несколько месяцев назад правительство Польши обещало, что урегулирует вопрос импорта российского угля и концессии на угольную торговлю, но так до сих пор ничего не сделало. «То, что люди взяли дело в свои руки, было только вопросом времени», – заявил пан Колож.

Лишь за первые четыре месяца 2014 года Польша импортировала из РФ 2,5 млн. тонн каменного угля, что на треть больше, чем за аналогичный период 2013 года (всего в прошлом году Польша импортировала 11 млн. тонн угля). В «Солидарности» утверждают, что это «неофициальные данные» и что реальный импорт российского угля значительно выше. И это притом, что на складах польской угольной компании скопилось около 5 млн. тонн непроданного угля.

Глава шахтерской «Солидарности» Ярослав Гжесик указывает, что тот уголь, который завозится в Польшу из РФ, реализуется по демпинговым ценам. И это несмотря на то, что прежде чем попасть на территорию Польши, он должен преодолеть расстояние в несколько тысяч километров. Тем не менее стоимость его транспортировки по железной дороге вообще не учитывается.

Кроме того, говорит пан Гжесик, в Польшу поставляется несортированный продукт, и крупные куски угля перемешаны с угольной крошкой и грязью. Заявленная на границе стоимость такого угля низкая, а, следовательно, стоимость транзита невелика. Уже в Польше уголь сортируют: в результате лучшие сорта продаются с большой прибылью, а худшие попадают на местные теплоцентрали «по смешным ценам».

По мнению руководителя шахтерского профсоюза, ныне около 80% всех тендеров на поставку угля местным бюджетным структурам выигрывают импортеры. «Мы длительное время пытались объясниться с правительством, тем не менее члены кабинета министров вешали нам лапшу на уши», – заявил Ярослав Гжесик. По его словам, «ежегодно Россия получает несколько миллиардов злотых, а польская угольная отрасль погружается в коллапс. Так быть не должно».

Ранее в парламенте Польше при обсуждении изменений к закону о публичных заказах депутаты оппозиционной партии «Право и справедливость» вместе с представителями Палаты продавцов польского угля и при поддержке шахтерской «Солидарности» предложили, чтобы в новой редакции закона было положение о так называемых «преференциях ЕС» на поставку бюджетным структурам товаров и услуг, имеющих первостепенное значение для экономических интересов страны.

Принятие такой поправки привело бы к тому, что все административные здания (мэрии, больницы, школы, библиотеки и др.) в Польше отапливались бы собственным, а не импортным углем. Тем не менее сенаторы от правящей партии «Гражданская платформа» отклонили поправку в полном объеме.

Кстати, недавний громкий скандал с прослушиванием «застольных разговоров», которые видные представители польской политической элиты вели в VIP-кабинете варшавского ресторана Sowa & Przyjaciele, многие наблюдатели связывали с главой компании SkladyWegla.pl (крупнейшего импортера каменного угля в Польшу) Мареком Фалентой. Его подозревают в организации прослушки. Дескать, передав скандальные записи в редакцию влиятельного еженедельника Wprost, пан Фалента таким образом отомстил лидерам правящей «Гражданской платформы» за их попытки объявить войну «нелегальным» импортерам каменного угля.

Дело в том, что ушедший недавно с поста премьер-министра Польши Дональд Туск не раз обещал искоренить «сомнительный импорт» дешевого российского угля, который пан Фалента продавал под видом польского, как утверждалось «с подачи русской угольной мафии». Естественно, что там, где есть «русская мафия», в Польше традиционно видят «руку Кремля».

К числу этих людей относится и Туск, предлагавший «реабилитировать польский уголь» с тем, чтобы сократить зависимость стран-членов ЕС от российского газа. В связи с этим замминистра экономики Польши Томашу Томчикевичу пришлось уточнить, что правительство отнюдь не ставит перед собой задачу полностью прекратить импорт угля. «Мы просто не хотим, чтобы иностранное низкосортное сырье выдавали за польский уголь», – сообщил тогда пан Томчикевич.

Что же касается арестованного польскими спецслужбами Фаленты, то он заявил, что его деятельность нисколько не вредит угольной промышленности страны. Предприниматель утверждал, что продажа дешевого российского угля не повредила бы польским шахтерам, а лишь ударила бы по угольным магнатам. На все вопросы о том, могла ли стоять за утечкой «русская угольная мафия» или же российская ФСБ, Фалента ответил, что об этом лучше всего спросить российские спецслужбы, а не местных предпринимателей.

Пан Фалента сообщил также, что незадолго до его ареста вице-министр госимущества Польши Рафал Баняк поинтересовался у него, за сколько тот готов продать свою компанию государству. Тем не менее сам пан Баняк это категорически отрицает.

"