Posted 24 сентября 2003,, 20:00

Published 24 сентября 2003,, 20:00

Modified 8 марта, 09:45

Updated 8 марта, 09:45

«Россия – великая страна, но со Штатами ей не сравниться»

«Россия – великая страна, но со Штатами ей не сравниться»

24 сентября 2003, 20:00
ОБСЕ вновь напомнила России о том, что сроки вывода российских войск из Приднестровья истекают через три месяца. Глава миссии организации в Кишиневе Уильям Хилл заявил в минувший понедельник, что, если вывоз вооружений со складов в селе Колбасное не возобновится, Москва рискует нарушить взятые на себя обязательства. Од

Дислоцированная в Молдавии оперативная группа российских войск (ОГРВ) технически не сможет эвакуироваться вместе со всем армейским добром до конца года. В штабе ОГРВ в Тирасполе ссылаются на то, что местные власти не выпускают воинские эшелоны со своей территории. Многие молдавские политики считают такие аргументы надуманными. О ситуации, сложившейся вокруг российского военного присутствия в регионе, корреспондент «Новых Известий» обратилась к вице-председателю молдавского парламента Вадиму Мишину.

– Насколько верно, на ваш взгляд, расхожее в Молдавии мнение о том, что чем быстрее Россия уйдет из Приднестровья, тем проще будет урегулировать приднестровскую проблему?

– Журналисты, а нередко и политики путают такие понятия, как контингент российских войск и миротворческие силы. Это не одно и то же. Хотя понятно, откуда у этой путаницы «ноги» растут: миротворческие батальоны формируются из числа военнослужащих оперативной группы российских войск. И казармы у них одни. Потому зачастую всех называют одинаково – российскими войсками. Сегодня у нас ведутся такие разговоры: давайте введем МС в их классическом понимании (многонациональные и формирующиеся за пределами контролируемой территории. – Прим. ред.). Возникает вопрос: зачем? Зачем вводить абсолютно новый, не адаптированный ни социально, ни духовно к региону, контингент? Российские МС здесь много лет, и все сходятся в оценке их деятельности: они с достоинством выполняют свои функции. На мой взгляд, и дальше должны это продолжать. А Евросоюз может прислать в зону безопасности на Днестре своих наблюдателей, которые бы следили за тем, выбивается ли Россия из установленных стандартов или нет. Вопрос о российских МС по большому счету сегодня не стоит, его искусственно пытаются раздуть.Что касается непосредственно армии, то Россия должна выполнить то, что обещала – вывести войска до конца текущего года. У нас нет оснований подозревать ее в обратном. Жестко увязывать процесс вывода российских войск с урегулированием приднестровского конфликта неправильно. Это совершенно разные проблемы.

– На днях лидер центристского парламентского альянса «Наша Молдова» Думитру Брагиш предложил расширить формат переговорного процесса между Кишиневом и Тирасполем, подключив к нему Евросоюз, США и Румынию. По его утверждению, Россия, Украина, ОБСЕ, являющиеся главными посредниками на переговорах, демонстрируют свою несостоятельность…

– Посредники сделали немало для того, чтобы конфликт был урегулирован. Но не все в их силах. Тем не менее менять формат переговорного процесса не обязательно. США и без специального статуса посредника помогают нам. Причем последовательно и ненавязчиво. Россия – великая страна, но в плане экономического влияния она не может сравниться со Штатами. А количество денег определяет, как известно, и влияние политическое. США оказывают нам поддержку не только на словах, но на деле. И мы им благодарны.

– Насколько известно, США обещали свое содействие Кишиневу в интеграции в ЕС. Президент Владимир Воронин, видимо, рассчитывая на это, назвал даже возможный срок получения Молдавией статуса ассоциированного члена ЕС – 2007 год. Но такого статуса не существует. На что в этом случае вы рассчитываете?

– Мы рассчитываем получить статус страны – соседки Евросоюза. Думаю, это может произойти не в 2007 году, а раньше. Тогда наши люди смогут свободно перемещаться в европространстве, причем на легальной основе. Для страны, граждане которой массово выезжают на заработки в Европу, это очень важно. Примером для нас здесь может служить соседняя Румыния. После того как ее приняли кандидатом в члены ЕС, румыны могут без виз въезжать в Шенгенскую зону. Но это только один аспект преимуществ евроинтеграции, есть много других. Например, европейские демократические ценности, к которым мы хотели бы приобщиться. Провозгласив курс на ЕС, мы понимаем, что Молдова еще долго и серьезно будет зависеть от России и ориентироваться на восточный рынок. Западный для нас закрыт лет на сто вперед.



"