Posted 24 августа 2009,, 20:00

Published 24 августа 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 07:15

Updated 8 марта, 07:15

Лондон накажут долларом

24 августа 2009, 20:00
С конца прошлой недели в американо-британских отношениях начали происходить события, которые ранее было невозможно себе представить. В Вашингтоне очень недовольны действиями своего самого близкого союзника. Американцы протестуют против освобождения ливийца Абделя Басита Аль-Меграхи, отбывавшего пожизненное заключение в

В эти дни традиционные «особые» отношения между США и Великобританией проходят проверку на прочность. Решение об освобождении Меграхи, единственного осужденного за взрыв самолета в небе над Локерби, который унес жизни 270 человек, формально было принято министром юстиции Шотландии Кенни Макаскиллом. Однако американцы не без оснований недовольны всеми британцами.

В прессе появляется все больше свидетельств того, что решение принималось в Лондоне, а не в Эдинбурге. Об этом свидетельствуют и встречи лорда Мандельсона, министра по делам бизнеса Великобритании, и других министров Ее величества с Саифом Каддафи, вторым сыном полковника Каддафи, главным переговорщиком со стороны Ливии. Да и премьер Гордон Браун на следующий день после освобождения Меграхи написал Каддафи-старшему письмо, в котором называет его «дорогим Муамаром» и желает «хорошего Рамадана».

Недовольство освобождением Абделя Басита Аль-Меграхи выражают не только американские политики, в том числе президент Обама с госсекретарем Клинтон, но и бизнесмены, а также простые граждане. Освобождение «террориста», который, кстати, так и не признал свою вину, по другую сторону Атлантики называют не иначе, как «насмешкой над правосудием», а объяснение, что Меграхи, у которого рак простаты последней стадии, после всего восьми лет, проведенных за решеткой, отпущен умирать домой, в Америке считают отговоркой.

У Вашингтона вполне может возникнуть желание наказать Лондон долларом. В США все громче раздаются призывы к бойкоту британских товаров и рекомендации отдыхать не в Соединенном Королевстве, а, например, в соседней Ирландии. Такой сценарий развития «особых отношений» тем более вероятен, что освободить Меграхи Лондон и Эдинбург, похоже, все же заставил не «гуманизм», а экономическая выгода.

Так, уже на следующий день после вылета самолета с Меграхи в Триполи два американских сенатора потребовали провести тщательное расследование, а не существовало ли связи между освобождением террориста и бизнес-интересами британских компаний в Ливии. Выгоднее всего освобождение Меграхи, конечно, нефтяным гигантам BP и Shell, которые надеются заключить выгодные контракты на разведку и добычу ливийской нефти. По ее запасам (44 млрд. баррелей) Джамахирия на первом месте в Африке.

В очереди за многомиллионными контрактами британские строительные компании, банки, сталевары, фармацевты. Уже в октябре в Триполи открывает первый магазин самый крупный на Британских островах производитель одежды Marks & Spencer. Расширяются связи в области образования и медицины. На Туманном Альбионе сейчас учатся около 4 тыс. студентов из Ливии и повышают квалификацию более 2 тыс. врачей.

Только за пять месяцев этого года британский экспорт в Ливию вырос на 48%. Кстати, Триполи не только покупает английские товары, но и ищет возможность для вложения в британский бизнес своих запасов валюты, которые оцениваются в 82 млрд. фунтов стерлингов. В общем, выгоды от расширения сотрудничества с Ливией очевидны. Весь вопрос в том, перевесят ли они потери, которые принесет британской экономике торговый бойкот Вашингтона, если он, конечно, будет объявлен. Если да, то он будет стоить британцам не один десяток миллиардов фунтов стерлингов. Достаточно сказать, что американцы, самые частые и многочисленные гости на Британских островах, ежегодно оставляют здесь около 2,2 млрд. фунтов. Сильно пострадают и шотландские виноделы, которые каждый год продают за океан виски на 350 млн. фунтов.

"