Posted 24 мая 2011,, 20:00

Published 24 мая 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:20

Updated 8 марта, 06:20

Операция «Девальвация»

Операция «Девальвация»

24 мая 2011, 20:00
Вчера утром белорусы обнаружили, что наступило событие, которого одни ожидали со страхом, кое-кто – с надеждой. Нацбанк страны девальвировал валюту на 56%. По отношению к доллару США официальный курс белорусской валюты составил – 4930 белорусских рублей. Правда, валюты в белорусских обменниках больше не стало. Белорусы

О том, что правительство и Нацбанк решились вмешаться в ситуацию на валютном рынке, журналистов еще в пятницу вечером предупреждал премьер-министр Михаил Мясникович. Рынок, бизнес, валютчики, экспортеры и обычные граждане все выходные гадали, что же произойдет на следующей неделе. Ближе к вечеру понедельника Нацбанк официально подтвердил то, что все обсуждали целый день. С 24 мая предельные значения обменных курсов не могут отличаться более чем на 2% от официального курса белорусского рубля, установленного Нацбанком. Таким образом, власти пытаются приблизиться к единому курсу белорусского рубля, на котором настаивает Международный валютный фонд и который скорее всего является условием для получения кредита из антикризисного фонда ЕврАзЭС. До этого в стране существовало несколько курсов: установленный Нацбанком (еще 23 мая он составлял 3155 белорусских рублей за доллар), устанавливаемый банками для физических лиц (4500 руб. за доллар), курс «черного рынка» (6–7 тыс. рублей) и курс на внебиржевом рынке (на прошлой неделе он достигал 9000 руб.)

Курс в обменниках мгновенно вырос до 5025–5028 рублей, однако валюты там не прибавилось. Пресс-секретарь Нацбанка Анатолий Дроздов заявил, что не планируется восстанавливать отмененную 22 марта продажу валюты коммерческим банкам для обмена физическим лицам. В очереди у минского обменника корреспонденту «НИ» сообщили, что валюты нет и не будет. «Какая разница, какой курс – 4500 или 5025. За такие деньги сегодня никто много долларов не понесет, а сдают только по нужде, если срочно нужны белки (белорусские рубли)», – объяснили мне в очереди. Но тем не менее люди продолжают стоять часами, в надежде купить «хотя бы по 10 долларов».

Официальная девальвация белорусского рубля вызвала ступор в белорусской торговле. Некоторые магазины Минска «обрадовали» потребителей объявлениями на закрытых дверях: «магазин с 24 мая закрыт» или «24 мая магазин не работает по техническим причинам». Средние и крупные магазины откроются после того, как полностью заменят ценники на своих товарах. А вот мелкие магазины могут не выдержать взлетевшие ставки аренды (сегодня они привязаны к евро) и коммунальные платежи. Все прелести нового курса оценили и автолюбители. Одновременно с долларом вверх взлетели цены на бензин: с 24 мая топливо подорожало на 20%. Минск давно не видел таких очередей на АЗС, которые наблюдались вечером и ночью 23 мая. Министерство экономики также приняло решение на 8–10% повысить предельные отпускные цены на говядину и свинину. Поэтому в следующие дни следует ожидать повышенный спрос на эти продукты. Благо хранить их есть где: за минувшие две недели белорусы скупили весь запас отечественных холодильников. Не имея возможности конвертировать белорусские рубли в валюту, население конвертирует их во что угодно: в бытовую технику, мебель, даже в продукты питания, скупая сахар, соль, подсолнечное масло, кур.

Ажиотажный спрос на потребительском рынке привел к тому, что в субботу белорусское правительство было вынуждено выступить с заявлениями о готовности полностью обеспечить спрос населения. Тем не менее 23 мая, когда девальвация еще не была объявлена, только слухи о ней уже вызвали стихийные волнения среди рабочих на Минском тракторном заводе. Как сообщил один из лидеров белорусского независимого профдвижения Александр Бухвостов, несколько цехов прекратили работу. Как дальше будет развиваться ситуация и что еще намерено предпринять руководство страны, сегодня понять невозможно. Белорусский президент Александр Лукашенко находится в Казахстане: 23 мая он направился туда с официальным визитом. Правительство молчит, а судьба главы Нацбанка вообще неизвестна: из-за проблем с сердцем Петр Прокопович полтора месяца находился на больничном. Правда, по сообщениям пресс-службы, уже неделю как приступил к своим обязанностям, но на публике он так и не появился.

"