Posted 24 апреля 2006,, 20:00

Published 24 апреля 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:04

Updated 8 марта, 09:04

«Всем вакцины не хватит»

«Всем вакцины не хватит»

24 апреля 2006, 20:00
Европа ждет удара птичьего гриппа в самые ближайшие месяцы. Ряд правительств уже подготовил планы по борьбе с пандемией, куда включены цифры возможных жертв, места массовых захоронений и схемы вакцинации отдельных категорий населения, наиболее необходимых на данный момент государству. Эти меры строго засекречены, чтобы

Как сообщает шотландское бюро новостей «Скотсмен», наиболее пессимистичный правительственный сценарий исходит из того, что вирус, попав в Великобританию, вызовет пандемию уже за две-три недели. Хотя правительство официально заявляло, что вакциной будет обеспечено все население страны, в секретных бумагах говорится, что эффективное лекарство появится лишь через четыре-шесть месяцев после начала пандемии. В первую очередь вакциной будут обеспечены, как указывается в документе, «ключевые сотрудники сферы здравоохранения. Остальные категории граждан не могут рассчитывать на приоритетный доступ к вакцине».

Правительственные эксперты считают, что вирус может накатывать на страну несколькими волнами, каждый раз подвергаясь новой мутации. В результате будет заражен каждый второй британец. «Пандемия, которая обрушится на Великобританию несколькими волнами, может унести жизни 709 300 человек», – утверждается в секретном плане действий.

Однако так выглядит худший вариант развития событий. Скорее всего, как считают эксперты, привлеченные к составлению программы борьбы с пандемией, H5N1 отправит в могилу около 53 700 человек.

Правительство предупреждает, что обычная практика привлечения армии при ликвидации последствий стихийных бедствий в данном случае может использоваться лишь в ограниченных масштабах. Во-первых, вооруженные силы Великобритании задействованы в операциях за рубежом (прежде всего в Ираке), во-вторых, у военных нет необходимых навыков и снаряжения для борьбы с птичьим гриппом.

Основная нагрузка ляжет на плечи местных гражданских властей. В первую очередь, им надо позаботиться о подготовке мест временного хранения тел погибших. Такие «склады» мертвецов должны функционировать на протяжении примерно 18 недель, до тех пор, пока жертвы пандемии не будут преданы земле.

Британские власти считают, что процедуру захоронения людей даже в условиях катастрофы следует обставить достойно, чтобы общественная мораль не получила смертельный удар. Предполагается, что умерших от гриппа похоронят в индивидуальных гробах, а их могилы снабдят необходимой информацией. Все будет сделано так, чтобы имелась возможность последующего перезахоронения жертв пандемии на освященной территории постоянных кладбищах. Разработка процедуры «цивилизованных» похорон проведена, основываясь на историческом опыте. Как уверяют составители секретного документа, если людей просто сбрасывать в общие ямы, население вспомнит 1665 год, когда эпидемия чумы в одном лишь Лондоне унесла жизни 70 тысяч человек. Вспыхнет паника, обывателей охватит отчаяние, и тогда победить птичий грипп станет еще труднее.

Сотрудники кабинета Тони Блэра отказались подробно комментировать проникшую в печать информацию о секретных приготовлениях к катастрофе, ограничившись кратким заявлением: «Правительство серьезно рассматривает возможность возникновения пандемии, оценивая глобальную ситуацию и перспективу появления мутированного вируса гриппа».

Независимые эксперты предупреждают, что засекречивание властями отдельных государств возможного размаха пандемии и числа ее жертв может осложнить борьбу с грядущей катастрофой в мировых масштабах. Так называемая «испанка» – разновидность гриппа, напоминающего нынешний «птичий» – унесла в 1918–1920 годах жизни 50–100 миллионов человек. Эпидемия разразилась во время первой мировой войны, и правительства участвовавших в ней стран делали все, чтобы скрыть беду. Это привело к тому, что борьбе с «испанкой» не уделялось должного внимания. Люди умирали, но для властей многих стран, сосредоточенных на войне, эпидемии как бы не существовало. Одним из виновников того, что эпидемия приобрела невиданные масштабы, ученые называют тогдашнего президента США Вудро Вильсона. Первые массовые заболевания «испанкой» были зарегистрированы в переполненных военных лагерях на территории США. Эпидемиологи просили президента изолировать заболевших солдат, но для главы Белого дома важнее всего было выиграть войну. Больных перекидывали из лагеря в лагерь, в Европу отправлялись транспортные суда, набитые как здоровыми, так и больными солдатами. Тем не менее Вудро Вильсон запретил даже упоминать об эпидемии.

Мир узнал об «испанке» только через несколько месяцев после того, как катастрофа стала фактом. В Мадриде заболели и умерли несколько человек. Испания соблюдала нейтралитет, и ее власти не стали скрывать правды. Так страшная напасть получила название «испанки» – по имени страны, первой нарушившей общий заговор молчания.

"