Posted 24 февраля 2016,, 21:00

Published 24 февраля 2016,, 21:00

Modified 8 марта, 03:02

Updated 8 марта, 03:02

Хрупкая надежда

Хрупкая надежда

24 февраля 2016, 21:00
Завтра в полдень все воюющие стороны конфликта в Сирии (за исключением «Джебхат ан-Нусры», «Исламского государства» и других группировок, признанных террористическими ООН) должны заявить о готовности придерживаться режима прекращения огня друг против друга. Станет ясно, чем являются российско-американские договоренност

Президенты России и США, как известно, договорились о том, что поддерживаемые ими участники гражданской войны в Сирии (правительство Башара Асада и противостоящие ему группировки вооруженной оппозиции) не будут стрелять друг в друга с ноля часов 27 февраля. Об этой договоренности в понедельник в телеобращении заявил Владимир Путин. По словам российского лидера, будет создана горячая линия, а возможно, и российско-американская рабочая группа, с помощью которой будет проводиться мониторинг соблюдения перемирия. Предусмотрены и санкции для тех участников конфликта, кто будет систематически нарушать режим прекращения огня. Затишье на фронте должно предварить новый раунд переговоров в Женеве, где будут находиться делегации сирийской оппозиции и правительства Башара Асада. Предполагается, что обе стороны конфликта все-таки удастся заставить договариваться друг с другом. Если они объединятся, противник у них и, главное, у сил, которые их поддерживают из-за рубежа, останется один – радикальные террористические группировки, и прежде всего «Исламское государство».

Соглашение России и США было неоднозначно воспринято участниками боевых действий в Сирии. Асад ранее, на волне успехов своей армии, которая при поддержке российской авиации вела успешное наступление в районе Алеппо, заявлял о готовности воевать до победного конца. Однако во вторник сирийские власти поддержали мирное соглашение. Два основных спонсора сирийской оппозиции, Саудовская Аравия и Турция, приветствовали договоренности России и США и заявили о готовности всячески способствовать их реализации. По-видимому, снят с повестки вопрос о совместной интервенции турецких и саудовских войск на сирийскую территорию. О том, что такая интервенция возможна, представители двух государств заявляли в последнее время неоднократно. Правда, вчера турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган не удержался от критических замечаний в адрес российско-американских действий. В принципе поддержав мирное соглашение, которое, как он выразился, «даст вздохнуть нашим сирийским братьям», Эрдоган заявил, что оно «намажет масло на хлеб Асада и тех, кто его поддерживает», то есть будет использовано правительственными войсками для усиления своих позиций. Тем не менее об отказе от перемирия ни одно из многочисленных объединений сирийской оппозиции на вчерашний день не заявило.

Все это, казалось бы, должно внушать оптимизм. Однако большинство экспертов оценивают перспективы прекращения огня пессимистически. «Цели стран, которые заключили соглашение, все-таки очень сильно отличаются, – сказал «НИ» старший научный сотрудник Центра арабских исследований Института востоковедения РАН Борис Долгов. – И это несовпадение целей не гарант того, что мирным путем удастся урегулировать сирийский кризис. В конкретных вещах могут быть жизнеспособные договоренности, но мир проблематичен». Как отмечает Долгов, если Россия и ее союзники действительно рассматривают мирные переговоры власти и оппозиции как способ стабилизировать нынешнее сирийское государство, то для США, и особенно для Турции и Саудовской Аравии, прежняя цель, свержение Башара Асада, по-прежнему остается неизменной. Эксперт предполагает, что прежде всего официальная Анкара использует перемирие для восстановления потенциала своих «подшефных» группировок, действующих на сирийской территории. Впрочем, судя по словам Эрдогана, в том же самом он подозревает Россию и Асада.

"