Posted 24 февраля 2010,, 21:00

Published 24 февраля 2010,, 21:00

Modified 8 марта, 07:10

Updated 8 марта, 07:10

Серая жизнь

Серая жизнь

24 февраля 2010, 21:00
На весну этого года запланирован визит президента РФ Дмитрия Медведева в Норвегию. Как сообщает скандинавская пресса, одной из острых тем его переговоров в Осло наверняка станет работа российского никелевого комбината, расположенного на Кольском полуострове в десяти километрах от границы. Норвежцы утверждают, что предп

Деятельность комбината в городе Никеле (Кольский полуостров) остается одной из проблемных тем во взаимоотношениях Норвегии и России на протяжении многих лет. Выбросы диоксида серы и тяжелых металлов из заводских труб калечили местных жителей, уничтожали окружающую среду. Ветер нес «желтую смерть» и на норвежскую территорию, вплоть до города Киркенес, находящегося в 40 километрах от границы. Однако до середины 90-х годов, когда российская экономика, а вместе с ней и владельцы комбината переживали тяжелые времена, Осло реагировал на это довольно сдержанно. Но затем, когда завод год за годом начал приносить высокие прибыли, норвежцы стали требовать, чтобы производство было подвергнуто радикальной реконструкции.

Они даже создали для этого собственный фонд помощи, однако деньги из него можно было использовать лишь в том случае, если и российская сторона возьмет на себя часть расходов. Однако, как констатировал министр иностранных дел Норвегии Юнас Гар Сторе на прошедшей недавно встрече Совета стран Баренцева региона, 270 млн. норвежских крон (около 40 млн. долларов), выделенных его страной на экологическую модернизацию комбината в Никеле, так и остались невостребованными. Между тем в 2011 году заканчивается срок, в течение которого Россия могла бы воспользоваться этой помощью. По сообщению газеты «Афтенпостен», на совместной пресс-конференции министров иностранных дел Норвегии и России по этому поводу между Юнасом Гаром Сторе и Сергеем Лавровым даже произошла пикировка.

«Печально было наблюдать работу комбината в Никеле, который по-прежнему выбрасывает в пять раз больше диоксида серы, чем вся Норвегия (100 тыс. тонн в год, согласно собственным данным комбината, на которые ссылается Государственное управление Норвегии по борьбе с загрязнениями – SFT). Мы пытались помочь в экологической модернизации этого завода. Ведь его выбросы опасны для всех местных жителей», – заявил Юнас Гар Сторе, находясь под впечатлением только что совершенной поездки на автобусе из Киркенеса в Мурманск мимо Никеля. Этот необычный для министров вояж был предпринят совместно с главой внешнеполитического ведомства Швеции Карлом Бильдтом (к Стокгольму переходит председательство в Совете стран Баренцева региона), чтобы шведские власти также приложили усилия для усовершенствования Россией очистных систем комбината. Юнас Гар Сторе обратил внимание Карла Бильдта, что периодически ветры заносят ядовитые тучи из Никеля и на шведскую территорию.

«Завод выбрасывает меньше, чем прежде», – не принял критику Сергей Лавров. «Да, конечно, но все же достаточно много», – возразил норвежский министр. «Что я могу сказать? Нет ничего совершенного», – цитирует норвежская пресса слова главы внешнеполитического ведомства России. «Сделанного недостаточно, Сергей. Мы должны двигаться вперед, нынешнее положение недопустимо», – не принял предложения «спустить дискуссию на тормозах» Юнас Гар Сторе.

Норвегию, помимо медлительности в модернизации комбината, возмущает и введенный российской стороной запрет на мониторинг экологического состояния Никеля. С начала 90-х годов по соглашению с Москвой в районе этого города были установлены автоматические станции по забору и анализу проб воздуха. Станции эксплуатировал норвежский Институт исследований воздуха (NILU), работу финансировало правительство Норвегии. Данные, собранные «автоматическими шпионами», служили основой для переговоров Осло с Москвой о неблагоприятной экологической ситуации в регионе, вызванной работой комбината. Однако осенью 2008 года норвежцы получили «несимметричный» ответ на свое «зеленое наступление». Автоматические станции были отключены от энергоснабжения. По словам руководителя проекта Тура Юханнессена, местные власти объяснили, что в России изменилось соответствующее законодательство, и отныне работа норвежских приборов стала незаконной.

Последующие попытки Норвегии решить проблему с российскими партнерами так ни к чему и не привели. Как сообщают местные СМИ, официальный Осло намерен обсудить деятельность комбината в Никеле и закрытие автоматических станций с президентом России Дмитрием Медведевым во время его визита в Норвегию, запланированного на весну этого года.

"