Posted 24 февраля 2005,, 21:00

Published 24 февраля 2005,, 21:00

Modified 8 марта, 09:35

Updated 8 марта, 09:35

Старый свет снимает маски

Старый свет снимает маски

24 февраля 2005, 21:00
Референдумы о единой конституции ЕС, диспуты о дальнейшем существовании НАТО и даже вояж заокеанского президента по странам Старого Света – все эти события меркнут сегодня на фоне других новостей и ньюсмейкеров Европы. Пузатые горбуны в бельгийском Бенше, цветочные красавицы во французской Ницце, дикие викинги в англий

Одни историки относят рождение карнавала к античной древности, другие – к европейскому Средневековью. Само слово «карнавал» происходит от итальянского «карне вале», что означает «прощай, мясо». В большинстве европейских стран карнавалы проходят незадолго до наступления Великого поста. Правда, это вовсе не означает, что на всю весну европейцы становятся вегетарианцами. Напротив, в карнавальный сезон можно все. «Прощай» мясу говорят в последнюю ночь перед началом Великого поста и едят в основном оладьи, пирожки и блинчики.

Король на час

Подобные праздники (которые во многом определили европейские карнавальные традиции) существовали в дохристианские времена в Египте, Персии, Греции и Риме и, как правило, были связаны с окончанием сельскохозяйственных работ. К примеру, Римские Сатурналии (названы в честь бога плодородия Сатурна и считаются прообразами современных карнавалов). После сбора урожая, где-то в декабре, у людей появлялась возможность немного расслабиться перед началом новых трудовых будней. Этот период был посвящен безудержному веселью и отдыху: закрывались учреждения, забрасывались дела и даже приостанавливались войны. Основным мотивом Сатурналий был переворот существующего порядка и вседозволенность: власть переходила к шуточному королю, рабы занимали место господ, последние им прислуживали, дети становились главами семей, богатые и бедные уравнивались в правах. Карнавала панически боялись те, кто в чем-то провинился: люди в масках, стоя под окнами, публично поносили такого человека, будь то продажный судья, развратный священник, нечестный торговец или обманутый муж. И все это ряженым прощалось. А маски делали шутников неузнаваемыми и защищали от мести. Кроме того, в них участники карнавала могли свободно предаваться амурным развлечениям, которых не могли себе позволить в обычной жизни. Видимо, поэтому и современным карнавалам присущ сексуальный подтекст.

Впоследствии карнавалы распространились по всей Европе. Свои карнавалы есть у Франции, Бельгии, Британии, Италии, Германии, Голландии, Португалии. Но нужно отдать должное: в каждой стране карнавальные празднества не похожи один на другой. У каждого свой неповторимый национальный колорит. Начнем с Италии.

Иврейский погром апельсинами

Ни один из известных карнавалов мира ни по древности, ни по популярности не сравнится с Венецианским. В этом году он собрал более миллиона гостей со всего мира. Официальной темой карнавала были «Маски и театр», поэтому с неприкрытыми лицами были лишь единицы. Даже те, у кого не было возможности купить дорогую маску или карнавальный костюм (некоторые из них стоят как хороший автомобиль), нашли выход. Маску можно было нарисовать прямо на лице: на улицах работали более пятисот визажистов-гримеров.

Не так роскошно, но тоже весело, зиму провожали в итальянском городе Иврея. Здесь свой карнавал называется Апельсиновый. Примечателен он тем, что каждый год заканчивается одинаково – всеобщим боем апельсинами. Традиция берет начало в XII веке, когда некая Виолетта отрубила голову своему мужу и бросила ее с балкона, поскольку не хотела проводить с ним первую брачную ночь. На защиту женщины встали жители Ивреи. Они забросали камнями солдат обезглавленного господина, которые пытались ее задержать. Сегодня во время карнавала камни заменили апельсинами, тем не менее абсолютно безопасной традицию не назовешь. Каждый год для нескольких сотен человек цитрусовые побоища заканчиваются травмами. Большинство из них покидают итальянскую Иврею с подбитыми глазами.

Вальс цветов и карет

Во Франции самый знаменитый карнавал проходит в Ницце. По своей значимости он уступает разве что Венецианскому и Бразильскому.

Основная часть карнавала – это дефиле по набережной города повозок с гигантскими, высотой до семи метров корзинами, набитыми цветами. На украшение одной колесницы обычно уходит несколько тысяч свежих цветов. Потом, правда, их постигает участь итальянских апельсинов – в последний день праздника уже пожухлые цветы становятся «снарядами» в традиционной Битве цветами, которой заканчивается карнавал в Ницце.

...а можно протащить по улицам чучело известного политика.

День женского непослушания

Центром карнавалов в Германии обычно становится Кельн. Главные герои Кельнского празднества – шуты и шутихи. Они образуют многотысячные колонны, шествуют по улицам города и разбрасывают в толпу разные сладости. Обычно счет разбросанных конфет идет на тонны. И все же бесплатная раздача вкусностей – не главная приманка для туристов. Большинство съезжаются в Кельн, чтобы стать свидетелями кульминации праздника – так называемого женского дня, когда немки становятся главными в городе. В этот день мужчинам не рекомендуется появляться на людях в галстуке, поскольку любая фрау может подойти и отрезать его. Возражать мужчина не вправе. Такова традиция. Откуда она пошла, доподлинно неизвестно, но историки полагают, что она подразумевает под собой... кастрацию.

Все дело в шляпе

Особый шик у карнавального сезона в Бельгии. Его центром обычно становится город Бенш, куда туристы стекаются для того, чтобы посмотреть на традиционный марш вестников весны – так называемых жилей. Выглядят они довольно странно. Как правило, это мужчины (только коренные жители Бенша), переодетые в этаких пузатых и горбатых мужичков. На ногах у них деревянные сабо. На груди – огромный бант. На голове – гигантская шляпа весом от 3 до 12 кг с перьями и лентами, которая является для них предметом гордости и даже передается по наследству. Жили носят с собой корзинку с апельсинами, которые бросают в гостей карнавала. Поймать апельсин – хорошая примета – весь год будет сопутствовать удача. Таким шествием из года в год заканчиваются гуляния в Бенше, первое упоминание о которых найдено в летописях еще от 22 августа 1549 года.

"