Posted 24 января 2013,, 20:00

Published 24 января 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 05:05

Updated 8 марта, 05:05

Викинг в тюрбане

Викинг в тюрбане

24 января 2013, 20:00
Полицейские, судьи и другие представители гражданской власти Норвегии во время исполнения своих профессиональных обязанностей отныне могут носить хиджабы, тюрбаны, кипы и иные символы принадлежности к той или иной религии. К такому выводу пришла комиссия по проблемам религии и мировоззрения, назначенная правительством

Пятнадцать «мудрецов», возглавляемых пастором и теологом Стурлой Столсеттом, представили общественности свой доклад, который всколыхнул всю страну. 12 членов комиссии проголосовали «за» и лишь трое «против» идеи снять ограничения на открытое ношение религиозной символики полицейскими и судьями. «Мы не можем допустить, чтобы большинство диктовало меньшинству, как ему следует одеваться, а также толковало значение тех или иных религиозных символов», – заявил на пресс-конференции руководитель комиссии пастор Столсетт.

Таким образом, Норвегия двинулась по пути, который противоположен выбранному некоторыми другими странами Западной Европы. Например, во Франции госслужащим запрещено демонстрировать с помощью одежды свою причастность к той или иной религии. Нарушителям этого правила грозит увольнение, а при некоторых обстоятельствах – даже суд. Во Франции многие считают, что открытое ношение религиозных символов госслужащими может разжечь конфессиональную и национальную рознь. По мнению же членов норвежской правительственной комиссии, либерализация законодательства в области одежды, напротив, снизит напряжение в обществе между различными этническими и религиозными группами. «Мы считаем, что Норвегии не повредит, если будет отчетливо видна мозаичность страны. Общество скрепляется не единообразием в одежде», – утверждает Столсетт.

Дебаты о введении религиозных элементов в униформу полиции велись в стране с 2008 года, когда мусульманка Кельтум Миссум, учившаяся в Высшей школе полиции, направила письмо своему руководству с просьбой разрешить ей носить хиджаб. Обращение было передано правительству и вскоре вызвало широкое обсуждение в парламенте и СМИ. Правительство, принявшее поначалу положительное решение в отношении просьбы Кельтум Миссум, пошло на попятную под давлением критики со стороны оппозиции и Союза полицейских. Объединение стражей порядка посчитало, что его члены должны выглядеть нейтрально на службе, дабы общество не решило, что полицейские принимают ту или иную сторону в случаях, если нарушителем закона или жертвой окажется представитель какой-нибудь конфессии. Националистические круги Норвегии включились в дебаты на стороне полиции, отмечая, что ряд преступлений в стране, например изнасилования, совершают преимущественно мусульмане. Такие происшествия вызывают большой общественный резонанс, и, если на место преступления приедет патруль в чалмах, доверия к расследованию у граждан не будет.

Подобные дебаты ведутся и сегодня, после появления предложения комиссии по проблемам религии. Против «мультикультурности» в униформе возражает Союз полицейских. Окончательное решение о том, следует ли принять выводы комиссии как руководство к действию, будет принято после изучения вопроса во всех заинтересованных инстанциях. Первая из них – министерство культуры – возражает против хиджабов и тюрбанов на службе. «Современная Норвегия основана на христианском гуманистическом наследии, мы хотим его беречь и сохранять в качестве основы нашего общества», – заявила министр культуры Хадия Тайик, сама, кстати, являющаяся мусульманкой.

Сторонники реформы в ответ кивают на вооруженные силы, где уже несколько лет разрешено ношение с униформой религиозных элементов одежды, в том числе хиджабов, тюрбанов и кип. «Мы в вооруженных силах стараемся быть открытыми и одинаково относиться к представителям всех религиозных групп. Многие страны посылали к нам своих представителей для изучения положительного опыта включения в наши ряды представителей разных этнических групп и религий», – говорит на страницах газеты VG майор Кристиан Оверли, начальник пресс-службы вооруженных сил.

В этом году эксперимент был переведен на постоянную основу. При этом были выработаны четкие правила ношения религиозных элементов одежды с униформой. К примеру, при переходе на летнюю форму одежды с короткими рукавами военнослужащим-мусульманкам разрешено оставаться в рубашках с длинным рукавом. «Наши военнослужащие с пониманием отнеслись к новому дресс-коду, – утверждает майор Оверли. – Негативных откликов из частей и подразделений практически нет: сплошные позитивные отзывы по поводу многообразия в одежде».

При этом армейскими чинами отмечается, что религиозные элементы не должны препятствовать выполнению военнослужащим своих обязанностей. Скажем, тюрбан несовместим с каской или шлемом летчика-истребителя, а длинная борода – с должностью механика-водителя танка. Впрочем, и в докладе комиссии Столсетта единственное ограничение при выборе религиозного дресс-кода касается «предметов, мешающих выполнению тех или иных обязанностей». То есть ношение чадры, скажем, сотруднице полиции теоретически может быть все-таки запрещено, если у ее руководства, не согласного с пастором Столсеттом, получится доказать, что этот вид одежды мешает ловить преступников.

"