Posted 24 января 2012,, 20:00

Published 24 января 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:53

Updated 8 марта, 05:53

Неплательщиков наказывают списком

24 января 2012, 20:00
Минфин Греции поименно назвал неплательщиков налогов. Не всех, конечно, потому что их сотни тысяч, а только самых крупных и известных. Власти надеются, что «уклонистов», особенно из числа греческих звезд спорта и искусства, то есть тех, кому надо заботиться о собственном имидже, в конце концов замучит совесть и они пом

Правительство Лукаса Пападимоса в отчаянной надежде хотя бы немного пополнить казну обнародовало имена свыше 4 тыс. неплательщиков налогов. «Черный список» был составлен еще в ноябре прошлого года, но тогда его публикации мешал закон об охране персональных данных, который специально пришлось менять. Всего за 4159 неплательщиками, чьи имена обнародованы, числится в общей сложности недоимок на сумму 14,9 млрд. евро. Для сравнения: 14,4 млрд. правительство Греции должно будет выплатить 20 марта держателям греческих облигаций. А всего, по данным Минфина, греки должны казне 40 млрд. долларов, и, несмотря на многочисленные обещания чиновников разных уровней вернуть эти долги, похвастаться греческим мытарям пока особенно нечем. В правительстве признают, что налоговая служба работает неэффективно. Власти даже утверждают, что если бы налоговики собирали налоги лучше, то можно было бы не вводить крайне непопулярный в народе новый налог на недвижимость, неплательщиков которого отключают от электроэнергии.

В «черном списке» немало громких имен. Среди злостных неплательщиков налогов есть, например, популярный в Греции певец и композитор Толис Воскопулос и бывший баскетболист Михалис Мисунов (Михаил Мисунов), родившийся, между прочим, в Москве. Впрочем, попадание этих имен в число злостных нарушителей закона мало кого удивило. Блиставший в 80-х годах в составе клуба «Арис» из города Салоники четырехкратный чемпион страны Мисунов неоднократно попадал в поле зрения греческого правосудия. В 2004 году его арестовали по подозрению в мошенничестве с кредитными картами. А пять лет спустя у экс-баскетболиста полиция изъяла целый арсенал: пистолет и два гранатомета югославского производства. Вдобавок Мисунов владел машиной, которая числилась в угоне. Против Воскопулоса обвинения в неуплате налогов на сумму 5,5 млн. евро были выдвинуты еще в 2010 году. Из-за них его супруга Ангела Гереку была вынуждена уйти с поста замминистра по туризму и культуре. Тем не менее в правительстве надеются, что публичный позор пробудит совесть даже у «согрешивших звезд», как назвал их один из греческих чиновников.

Но еще больше в Минфине рассчитывают на то, что публикация «черного списка» развеет одно из самых больших заблуждений в греческом обществе – что с крупных неплательщиков легко собирать долги. Значительная часть акций протеста, сотрясающих страну, проходит под одним и тем же лозунгом: за кризис должны платить богатые, а не бедные. А правительство, как уверяли его критики из числа левых и крайне левых, делает все, чтобы облегчить богачам жизнь в кризис. Особенно доставалось Минфину. В конце 2010 года министр финансов Греции предложил закон, по которому прощалась та часть долгов, которые невозможно было собрать. Это предложение было встречено бурей негодования. До сих пор в выступлениях на митингах «налоговая амнистия» приводится в качестве доказательства того, что правительство страны на самом деле стоит на страже интересов власть имущих, а не простого народа. Многие греки считают, что если вернуть в казну долги по налогам, то все проблемы Греции исчезнут сами собой. Их не убеждают и данные Еврокомиссии: она, называя гораздо большую сумму налоговой задолженности, чем ту, что признает минфин (около 60 млрд. евро), утверждает, что собрать можно не больше десятой части долгов. Остальных средств у должников давно нет. Много это или мало, можно судить по размеру ВВП Греции, который в 2011 году составил почти 218 млрд. евро, и бюджета министерства обороны, который в 2010 году составлял 7 млрд.

Как бы то ни было, публикация «черного списка» неплательщиков стала самым ярким этапом борьбы правительства Пападимоса со слабой собираемостью налогов. О том, что не платить налоги нехорошо, в стране наконец-то заговорили во весь голос и на самом высоком уровне. А значит, в Греции появилась пусть и призрачная, но надежда, что с приходом к власти нового правительства дело борьбы с кризисом наконец-то сдвинулось с мертвой точки.

"