Posted 24 января 2008,, 21:00

Published 24 января 2008,, 21:00

Modified 8 марта, 08:15

Updated 8 марта, 08:15

Неприкосновенные льготники

24 января 2008, 21:00
В пятницу большинство депутатов украинской Рады намерены взяться за законопроекты, на первоочередном рассмотрении которых настаивает глава государства. Прежде всего, это проект закона о внесении изменений в конституцию, предусматривающих ограничение депутатской неприкосновенности. Кроме того, фракции коалиции внесли за

Отмена целого списка «радостей жизни» плюс лишение народных избранников иммунитета составляли главные предвыборные обещания пропрезидентской «Нашей Украины –Народной самообороны». Оранжевыми лозунгами, призывавшими отменить льготы и сделать закон одним для всех, была увешана вся страна. Однако, голосуя за бюджет-2008 в последние дни прошлого года, народные избранники «случайно» оставили при себе все материальные привилегии.

Народные избранники Украины кулаками решают проблему собственных льгот.
Фото: АР

Наблюдатели в шутку называют данное происшествие «льготным детективом». Дело в том, что в проекте бюджета на этот год планировалось внести много неприятных для депутатов изменений. В частности, отменить выдачу «слугам народа» бесплатных квартир или многотысячных компенсаций за них. А еще не выдавать даром путевки в санатории и лишить бесплатного проезда в любом виде транспорта (включая самолет), а также исключить значительную материальную помощь на время летних каникул. Казалось, традиционный «депутатский коммунизм» наконец-то рухнул, ведь у законотворцев также планировали не только отобрать возможность получить три месячные зарплаты в качестве компенсации в случае роспуска Верховной рады, но и ограничить пенсию суммой в 10 тыс. гривен (2 тыс. долл. США) вместо нынешних 20 тысяч гривен и более.

Еще 28 декабря в первом чтении все вышеперечисленные изменения в Закон о статусе народного депутата фигурировали. Никто особо против отмены льгот не выступал. Затем проголосовали за документ во втором чтении и в целом. А вечером премьер Тимошенко гордо объявила: «Прощайте, льготы!» Вскоре грянул Новый год, и в праздничной суете текст подписанного президентом бюджета не успели оперативно опубликовать. Зато когда из организма украинцев выветрились последние пары шампанского, страна обнаружила, что в бюджете и пакете законов к нему, вывешенных на сайте Минфина, никаких изменений по уничтожению льгот не оказалось. Вместо них фигурировала лишь отмена решения парламента за 2006-й год, установившего депутатам неограниченную пенсию.

Первую волну постновогодней критики от СМИ и общественных организаций депутаты дружно встретили в штыки. Мол, откройте глаза – в законах к бюджету прописано все по отмене льгот. При этом никто не мог ответить, почему же в таком случае финансирование и парламента, и кабмина, и секретариата президента увеличилось по сравнению с прошлым годом на 400 млн. гривен. Где ж экономия? В частности, содержание президентских чиновников возросло на 59%, на народных избранников страна собирается в 2008-м потратить 852 млн. гривен, а на кабмин – 428 млн.

Сначала оппозиция, как и коалиция, отмалчивалась по этому поводу. Затем депутаты решили, что лучшее средство защиты – нападение, и перевели стрелки на заложенное в бюджете обеспечение Ющенко с Тимошенко. Так, член фракции Партии регионов в анонимном разговоре с корреспондентом «НИ» вместо пояснения того, куда делись якобы отмененные депутатские льготы, обратила внимание на то, что если сравнить расходы на президента и на украинскую культуру, то президентские на миллион гривен больше.

Заметим, что лишить касту неприкасаемых самого дорогого пытались на Украине неоднократно. Однако все попытки это сделать не находили даже первых 226 голосов народных депутатов, необходимых для начала процесса по внесению изменений в конституцию. Авторами же нынешнего законопроекта стали глава фракции «НУ – НС» Вячеслав Кириленко и глава фракции БЮТ Иван Кириленко. «Абсолютизация неприкосновенности в Украине сделала невозможным привлечение народных депутатов к криминальной ответственности и привела к их безнаказанности, расцвету политической коррупции, казнокрадства и вседозволенности», – говорится в объяснительной записке к документу.

Что касается юридического процесса, то, как в свое время пояснял «НИ» член совета юстиции Украины Александр Задорожный, для того, чтобы депутаты могли голосовать за этот вопрос, прежде всего, необходимо, чтобы его внес в парламент либо президент, либо это сделали 150 народных депутатов. Затем нужно получить по данному законопроекту (поскольку он предполагает внесение изменений в конституцию) вывод Конституционного суда. Он должен быть одобрен Верховной радой простым большинством голосов. А затем парламент должен дать уже конституционное большинство в 300 голосов в поддержку снятия депутатской неприкосновенности.

Украинские наблюдатели отмечают, что отмена депутатской неприкосновенности – явление неоднозначное. Кто-то выступает за, а кто-то против. Например, политолог Владимир Маленкович, считает, что «полная отмена неприкосновенности на Украине недопустима до тех пор, пока в стране не начнет нормально функционировать судебная система, перестанет действовать телефонное право и исчезнет политизация всех структур власти.

"