Posted 24 января 2007,, 21:00

Published 24 января 2007,, 21:00

Modified 8 марта, 08:55

Updated 8 марта, 08:55

Нефть всему голова

Нефть всему голова

24 января 2007, 21:00
Вчера стало известно о том, что одна из российских госкомпаний, занимающихся бизнесом в сфере ТЭК, парафировала договор о покупке всей нефтяной инфраструктуры Республики Сербской (РС), входящей в состав Боснии и Герцеговины (БиГ). Важность события подчеркнул и тот факт, что делегацию стороны-продавца возглавлял лично п

Из Сербии до Баня-Луки, столицы сербской автономии в БиГ, я добирался окольным путем, через Хорватию – путь по бывшей федеральной трассе «Братство–Единство» занял часов пять, не меньше. И первое, что бросилось мне в глаза после пересечения хорватско-боснийской границы, было огромное количество бензоколонок – проехав 50 километров, отделяющих Баня-Луку от границы, я насчитал не менее трех десятков заправок. Мой сосед по автобусу, заметив мое удивление, усмехнулся: «Это у людей еще с войны рефлекс остался, что горючее – превыше всего». Оказалось, что продукты нефтепереработки в БиГ действительно продукт самой первой необходимости – во-первых, в каждой семье есть машина (а то и не одна), а собственных источников нефти у страны (как, впрочем, и у остальных республик бывшей СФРЮ) нет. Во-вторых, почти все местные электростанции работают на мазуте – не будет его, не будет и тепла в квартирах, а зимы в Боснии бывают весьма холодные. И вообще выяснилось, что профессия «пумпаш» (так на местном сленге называют работников АЗС) пользуется дикой популярностью – чтобы устроиться работать на заправку, надо дать ее хозяину взятку, сумма которой может доходить до 10 тыс. евро! И это при том, что официальная зарплата «пумпаша» редко превышает показатель в 250 евро в месяц… Загадку разрешил мой приятель Чупо, уже восемь лет работающий обычным заправщиком: «Ну вот смотри, есть нормы испарения бензина – то есть если в резервуар из бензовоза заливают 10 тонн горючки, то продать мы имеем право 9,8 тонны, а остальное по правилам должно испариться. Но ведь оно не испаряется». Кроме того, существуют и другие, известные всем способы «экономии» бензина – недолив, разбавление и прочая и прочая.

Заработать на таких махинациях можно очень неплохо – литр бензина в БиГ стоит около одного евро, а в среднем за смену (она длится 12 часов по 5 раз в неделю) «пумпаш» может продать до 100 литров «левого» топлива. Вот и считайте…

Внимание к приватизации предприятий ТЭК бывшей Югославии и правда повышенное – известия о переговорах правительства с инвесторами всегда являлись первополосными материалами местных СМИ. Друзья из числа местных журналистов просветили меня, что купленный россиянами во вторник НПЗ «Босански Брод» является самым крупным предприятием такого рода во всей Южной Европе, а приобретенные «в пакете» с ним заправки и фабрика по производству автомобильных масел вообще назвали «жемчужинами нефтяной индустрии бывшей СФРЮ». Кстати, сказать, что переговоры о купле-продаже акций этих предприятий были легкими, нельзя – несмотря на все свои преимущества, последние 12 лет НПЗ в Броде не функционировал, а долги сети бензоколонок еще в прошлом году превысили их балансовую стоимость. «Это все происки бензиновой мафии – им невыгодно, чтобы горючее производилось в БиГ, потому что они нелегально ввозят его из Хорватии и Венгрии. Речь идет об огромных деньгах, поэтому их лоббисты в правительстве и парламенте БиГ всеми силами тормозили приватизацию нефтяной промышленности. Правда, еще год назад они же предложили такую формулу – продать весь боснийский ТЭК за один евро из-за того, что у предприятий долги, мол, большие», - рассказал «НИ» предприниматель Саша Савичевич, некоторое время занимавшийся нефтяным бизнесом в БиГ. – Теперь россияне контролируют весь югославский ТЭК – ваши фирмы скупают предприятия этой отрасли не только у нас, но и в соседней Сербии. Похоже, что уже в ближайшее время от Москвы в энергетическом смысле будут зависеть все Балканы», – уверен собеседник «НИ».

"