Posted 24 января 2006,, 21:00

Published 24 января 2006,, 21:00

Modified 8 марта, 09:21

Updated 8 марта, 09:21

Грузия ставит на Иран

Грузия ставит на Иран

24 января 2006, 21:00
Надежда Грузии утолить газовый голод за счет поставок голубого топлива из соседнего Азербайджана оправдалась лишь наполовину. Вместо обещанных Баку ежесуточных 4 млн. кубометров газа Грузия в ближайшие дни сможет получать лишь по 2,5 млн. «куба». Подвела компрессорная станция на российско-азербайджанской границе, как н

Грузия продолжает испытывать острейший энергетический дефицит, возникший после воскресных взрывов на магистральном газопроводе «Северный Кавказ–Закавказье» и его резервной ветке «Моздок–Тбилиси». Теперь случилась новая напасть – банальная поломка на компрессорной станции вообще до максимума сузила единственную газовую артерию, питавшую энергосистему Грузии. «Тбилгаз» уже приостановил подачу природного газа в ряд районов грузинской столицы. Однако какая конкретно техническая неисправность вывела из строя компрессорную станцию и когда возобновится подача топлива в полном объеме, министру Гилаури неизвестно. По его словам, на переговорах со специалистами из «Газпрома» российские партнеры не стали вдаваться в детали, как и не назвали сроков, в которые эта неполадка может быть устранена.

Ситуацию осложняет и тот факт, что на неопределенное время остановлены ремонтные работы на месте взрывов на магистральных газопроводах. В качестве причины «Газпром» называет разгерметизацию и разлив конденсата, что создало опасность взрыва. Кроме того, ремонтникам мешают сильные холода. Впрочем, грузинский министр энергетики в реальность подобных объяснений не верит. При этом он ссылается на мнение местных экспертов о том, что разлив конденсата сейчас практически исключен. «Газопровод был открыт два дня назад, и если это не произошло тогда, то непонятно, как это могло произойти сейчас», – считает он. Г-н Гилаури сообщил также журналистам, что по неизвестной причине представители «Газпрома» попросили представителя грузинской стороны покинуть место аварии. Министр обратил внимание и на то, что российские специалисты не называют точного времени окончания ремонтных работ на магистральном газопроводе. «По мнению наших экспертов, судя по темпам, взятым в самом начале, эти работы уже можно было бы и закончить», – считает он.

В Грузии, напомним, рассматривают вопрос поставок природного газа из Ирана. Недавние взрывы на магистральном газопроводе застали грузинского министра энергетики именно в Тегеране. Ника Гилаури своей поездкой остался доволен. «В Иране были очень хорошие деловые встречи с министрами газа и нефти, электроэнергетики, иностранных дел. Определенное соглашение достигнуто в области электроэнергетики – об обмене электроэнергией летом и зимой», – сказал он. Что касается газа, то грузинский министр пока воздерживается от каких-либо конкретных разговоров на эту тему, хотя заявляет, что имеются «все теоретические и практические возможности для того, чтобы Иран стал альтернативным поставщиком газа в Грузию».

О том, что Грузия разрабатывает идею газовых поставок из Ирана, а также Азербайджана и Центральной Азии, во время своего недавнего визита в Ереван говорил и министр иностранных дел Грузии Гела Бежуашвили. В частности, определенные надежды Тбилиси возлагает на поставки казахстанского природного газа. Соответствующее соглашение в рамках рабочего визита грузинского премьер-министра Зураба Ногайдели было подписано в Астане министрами энергетики обеих стран. Казахстанский газ должен будет попасть в Грузию транзитом через территорию России. По словам Бежуашвили, иранский газ может поставляться в Грузию по территории Азербайджана.

Академик Академии естественных наук Грузии Александр Твалчрелидзе пояснил «НИ»: «Газовый маршрут из Ирана в Грузию, который проходит через Ленкорань, вдоль побережья Каспийского моря, до траверса Баку, оттуда в Грузию – самый короткий и дешевый, не связанный с большими перевалами. Реализация этого проекта была бы очень полезна для Грузии. Напомню, что до 1978 года, то есть еще до прихода к власти Хомейни, мы получали газ именно из Ирана и без всяких проблем. С технической точки зрения это наилучший вариант, а вот с политической – другой вопрос. Если Евросоюз вдруг объявит эмбарго на торговлю с Ираном из-за его ядерных амбиций, то и нам придется свернуть торговые отношения с этой страной, а это значит, что и проект поставок газа окажется под угрозой срыва».

"