Posted 23 декабря 2008,, 21:00

Published 23 декабря 2008,, 21:00

Modified 8 марта, 02:30

Updated 8 марта, 02:30

Первая жертва

23 декабря 2008, 21:00
Бельгия опять осталась без правительства. На старые проблемы наложился мировой финансовый кризис, с которым исполнительная власть боролась в ущерб демократическим устоям государства. Так что, кроме общего, у страны теперь есть и свой кризис – политический.

Король бельгийцев Альберт П в понедельник вечером после трехдневных размышлений и консультаций принял отставку правительства христианского демократа из Фландрии Ива Летерма. Журналисты трое суток наблюдали за хороводом приезжавших во дворец Бельведер лимузинов у ворот королевского домена Лакен на окраине Брюсселя. И незадолго до полуночи туда прибыла знаковая фигура – 72-летний Вилфрид Мартенс, который уже был премьером с 1979 по 1992 год.

Сначала думали, что ветеран бельгийской политической сцены, пару лет назад презентовавший свои мемуары, сразу возглавит временное правительство на полгода, до июньских выборов. Но в Бельгии ничего не делается так быстро, всегда остается «место для дискуссий». Король назначил Мартенса «эксплоратором», то есть поручил ему путем консультаций с политическими силами выявить возможный вариант новой коалиции. Потом монарх назначит «форматора», который сформирует правительство. Не исключено, что «эксплоратором», «форматором» и премьер-министром может стать одно и то же лицо. Но такое бывает редко. Вероятно, Мартенс выполнит временную миссию, чтобы передать бразды правления молодым. Хотя в числе возможных кандидатов в премьеры фигурирует и еще один ветеран – Жан-Люк Деан, возглавлявший правительство в 1992–1999 годах.

Сам факт назначения «эксплоратора» свидетельствует, что переговоры о новом кабинете оказались сложнее, чем думалось. Все это происходит на фоне сразу двух кризисов. Обострение противоречий между элитами северной части страны (Фландрии) и франкоговорящего юга не давало сформировать правительство в прошлом году и чуть было не привело к падению кабинета Ива Летерма в июле нынешнего. Тогда он подавал в отставку, но король не принял ее.

Сейчас на споры между двумя культурно-этническими сообществами Бельгии наложился еще и мировой финансовый кризис. Он фактически и привел к нынешней отставке правительства. Бельгийско-нидерландский банк «Фортис» (крупнейший в стране) одним из первых зашатался под ударами глобальной финансовой бури. По согласованной схеме спасения Нидерланды национализировали его деятельность на своей территории, а бельгийское правительство привлекло на помощь французскую группу «БНП-Париба», которой уступало 20% бельгийских активов «Фортиса».

Может быть, с экономической точки зрения это был и верный ход, но взбунтовались мелкие акционеры «Фортиса», с которыми не посоветовались. Они подали в суд, и тот заморозил передачу активов французскому банку. Скандал разразился, когда в прессу просочились утечки, будто правительство пыталось давить на судей, чтобы те не принимали такого решения. В парламенте, который не остался в стороне от скандала, премьер все отрицал, клялся, что это шантаж и правительство не уйдет. Но появлялись новые улики и доказательства против исполнительной власти. Наконец, было обнародовано письмо председателя Кассационного суда Гислена Лондерса, который заявил о «серьезных указаниях» на то, что правительство действительно пыталось повлиять на правосудие. Хотя «юридических доказательств» нет.

Этого было достаточно. Посягательство на устои демократического государства, одним из которых является разделение властей, – тягчайший политический грех в Бельгии. Не помогла отставка министра юстиции Йо Вандерзена, который попытался спасти правительство. Политики правящей коалиции признали: кабинет не может оставаться у власти при пошатнувшемся доверии, а оппозиция и вовсе не допускает этого.

Занятые предпраздничными заботами рядовые бельгийцы не сильно обеспокоены, что опять оказались без правительства. Как показала практика прошлого, его отсутствие не сказывается на повседневной жизни.

"