Posted 23 ноября 2011,, 20:00

Published 23 ноября 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:00

Updated 8 марта, 06:00

Эффект Брейвика

23 ноября 2011, 20:00
На этой неделе стартовала акция «Норвегия после террора» – серия дискуссий, в которых участвуют десятки норвежских ученых и политиков. Они пытаются осмыслить, что же произошло со страной после устроенного правым радикалом Андресом Берингом Брейвиком двойного теракта 22 июля – взрыва в правительственном квартале в Осло

Эту серию дискуссий вызвала публикация полицией протоколов допросов Брейвика. Из них выясняется, что лишь цепь случайностей помешала ему сделать свой теракт еще более разрушительным. Так, оказалось, что он планировал взорвать многоэтажное здание, в котором находится контора премьер-министра страны, но два припаркованных на подъездном пути автомобиля помешали ему подогнать фургон со взрывчаткой под несущие опоры высотки. В результате взрывная волна ударила по улице и «оплот власти» устоял, лишь вылетели стекла в окружающих домах и пострадали прохожие. Не все пошло и как было задумано на Утойя. Брейвик надеялся застать там «мать нации», бывшего руководителя Рабочей партии Гру Харлем Брундтланд, министра иностранных дел Йонаса Гара Сторе и лидера молодежной организации Рабочей партии Эскиля Педерсена, которых он отнес к «предателям нации категории А», но разминулся с ними на один день. Эти люди числились в списке выступавших на конференции на Утойя, и Брейвик «приговорил их к смерти», по его собственным словам, поскольку ликвидация этих политиков была важным элементом «психологической войны» против общества.

По чистой случайности не получилось у Брейвика и отогнать причаленные к Утойя лодки, чтобы отрезать находившимся в лагере людям путь к бегству. Брейвик планировал бежать с Утойя, надеясь продолжить свой кровавый «крестовый поход» по Норвегии. Его целями были также одна из нефтяных платформ в Северном море, атомный реактор, штаб-квартира Рабочей партии, королевский дворец и редакции нескольких газет либерального толка. Для выполнения своего рейда Брейвик хотел использовать машины, снабженные фальшивыми номерами PST – полиции безопасности Норвегии. Изготовленные знаки были обнаружены при обыске на его ферме.

Один из ведущих мировых экспертов по терроризму, сотрудник Высшей школы обороны Швеции Магнус Рамсторп, комментируя планы Брейвика, сказал, что воспринимает их двояко. Цели для ударов были выбраны грамотно, с тем, чтобы вызвать хаос в стране и подорвать доверие обывателей к властям. Вместе с тем Рамсторп считает, что Брейвик, рассказывая о своих масштабных планах, попросту воплощает в жизнь свой план действий на случай ареста. Он продолжает манипулировать обществом из камеры, ужасая и пугая сограждан. В реальности он не смог бы воплотить львиную долю своих замыслов, и сам хорошо знает об этом. Тем не менее спецслужбы Скандинавских стран признают, что «эффект Брейвика» должен заставить их пересмотреть всю стратегию действий по защите общества от экстремистов. До сих пор основное внимание было привлечено к выявлению террористических организаций, однако теперь придется «просеивать» и одиночек, которые могут быть не менее опасны.

Профессор Высшей школы полиции в Осло Туре Бьорго считает, что «экстремизм в Сети» растет, и, если судить по высказываниям участников ультраправых дискуссионных групп, многие готовы повторить «подвиг Брейвика». «Точные выводы на основании анализа деятельности радикалов в Интернете делать нельзя, слова – это одно, а на что они готовы в действительности – это другое. Прежде мы проводили углубленные интервью с такими людьми, но сейчас они «перетекли» из физической среды в виртуальную, а соответствующих методов исследования пока нет», – признается профессор. Журналист Ойвинд Стреммен, специализирующийся на изучении праворадикальной среды, говорит более определенно. По его мнению, в Норвегии сегодня порядка сотни человек готовы стать «вторыми Брейвиками».

"