Posted 23 октября 2013,, 20:00

Published 23 октября 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 04:47

Updated 8 марта, 04:47

Ледяной поход

Ледяной поход

23 октября 2013, 20:00
Южнокорейская компания, транспортное подразделение конгломерата Hyundai, завершила первый рейс по Северному морскому пути (СМП). Этот маршрут значительно ускоряет путешествие из Азии в Европу и по мере таяния арктических льдов обретает все большую популярность и важность. В августе такой же поход совершил китайский сух

Единственный южнокорейский ледокол Araon был спущен на воду в 2010 году и в основном применяется для научных экспедиций и спасательных операций. Поэтому Hyundai арендовала у шведской транспортной компании танкер-ледокол Stena Polaris. Он благополучно пришвартовался к причалу в южнокорейском порту Кванъян. Корабль с 44 тыс. тонн нефтепродуктов вышел в середине сентября из российского порта Усть-Луга на Балтике. Примерно 15 тыс. км были преодолены за 35 дней. Такой же путь по самому популярному сейчас южному маршруту – через Суэцкий канал и Индийский океан – почти на 7 тыс. км длиннее и занял бы на 10 дней больше. Следует иметь в виду, что южным корейцам не повезло с погодой. Штормы задержали Stena в пути на пять дней.

Объемы перевозок грузов по Северному морскому пути увеличиваются. В 2012 году по этому маршруту было перевезено 1,25 млн. тонн грузов. Это менее пятой части процента от грузооборота Суэцкого канала, составившего в 2012 году 740 млн. тонн. Однако, по мнению экспертов, доля северного маршрута, сокращающего путь из Восточной Азии в Европу примерно на 40%, к 2030 году может вырасти до четверти. Особенно интересует Северный морской путь энергетические компании из Китая, Японии и Южной Кореи. Впрочем, с экономическими выкладками не все ясно. Критики считают, что его дешевизна и экономия обманчивы, потому что владельцам грузов придется нанимать ледоколы. Еще один минус северного маршрута заключается в слабом развитии инфраструктуры на Севере России и относительно малом по сравнению с южным маршрутом количестве портов. Тем не менее первый опыт для Южной Кореи, конечно, очень полезен. В Сеуле готовы вкладывать большие средства в развитие портов на Северном морском пути, которым до последнего времени в основном пользовались Россия и скандинавские страны, и способствовать его развитию.

Ряд ученых предполагают, однако, что в расчеты экономистов, расхваливающих выгоды от таяния льдов в Арктике и открытия СМП, могут вмешаться форс-мажорные обстоятельства в виде, например, климата и метана. Сейчас все больше говорят, что вместо глобального потепления на планете может начаться новый ледниковый период. Согласно наблюдениям из космоса таяние льда в Арктике резко замедлилось, а его площадь даже увеличилась. Многочисленные прогнозы ученых, предсказывавших каких-то шесть лет назад, что летом этого года Арктика полностью освободится ото льда, не оправдались.

Кроме того, есть и другие возражения против активного судоходства в этом регионе. Скептики напоминают, что таяние льдов, может, и очистит СМП, но высвободит метан, находящийся в дне Северного Ледовитого океана и в арктической тундре, который нанесет колоссальные убытки. Ученые из университета Эразма Роттердамского (Голландия) обсчитали сценарий, по которому в течение десяти лет в атмосферу планеты в результате таяния льдов вырвется порядка 50 гигатонн метана. Это приведет к повышению средней температуры на планете примерно на два градуса и как следствие к повышению уровню воды в Мировом океане и наводнениям. Большой ущерб будет нанесен сельскому хозяйству, экономике в целом и, конечно, здоровью людей. Сложив все убытки и затраты, ученые пришли к астрономической цифре – 60 трлн. долларов, т.е. примерно столько же, сколько составил в 2012 году ВВП всей планеты.

"