Posted 23 октября 2006,, 20:00

Published 23 октября 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 08:58

Updated 8 марта, 08:58

Венгерский историк Янош Бак

23 октября 2006, 20:00
Вчера Венгрия отметила 50-летие событий, так и не получивших однозначной оценки ни в венгерском, ни в российском обществе. Трактовки противоречивы и порой запутанны: «революция» и «контрреволюция», «национально-освободительная борьба» и «народное восстание». Как бы то ни было, события октября 1956-го особенно остро вос

– Вы – участник событий 1956 года, обернувшихся для вас 33 годами эмиграции. Как вы сегодня их оцениваете?

– Это однозначно была революция – демократическая, с левыми, социалистическими идеями. Она стала кульминацией народного восстания.

– Значит, вы боролись за социализм?

– Да. Мы хотели вернуться к подлинному социализму, без сталинизма, тоталитаризма и репрессий. Речь шла не о восстановлении довоенной системы или пересмотре результатов национализации, а об улучшении жизни людей, отказе от копирования советской модели. Повсеместно началось социальное переустройство – появились рабочие советы, революционные комитеты и органы местного самоуправления. Ими предпринимались конкретные меры по улучшению условий труда, включая охрану здоровья рабочих. Мы боролись против низких заработков и завышенных норм производительности труда, обязательных для крестьян продовольственных

Полвека назад венгры бросили вызов СССР.
Фото: AP

заготовок, засилья советских фильмов на экранах и безальтернативного изучения русского языка. Замечу, что в те дни никто не выступал за капиталистическую систему со свободным рынком. Но в тот момент, когда старое коммунистическое руководство призвало в Венгрию в ночь с 23 на 24 октября советские войска, восстание изменило свой облик. К основным идеям прибавилась новая цель – борьба за независимость и свободу суверенной страны.

– А та самая роль Запада, о которой так много говорили?

– Все ограничивалось пропагандой. Это была всеобщая американская пропаганда за освобождение так называемых рабских народов. Радио «Свободная Европа» поощряло восстание против коммунистов и уверяло, что весь мир поддерживает борцов за свободу.

– Почему Запад реально не помог? Не рискнул связываться с Советским Союзом?

– Потому что этот регион был под советским контролем – так было решено в Ялте. Открытое невмешательство Запада стало фактическим подтверждением раздела Европы, о котором договорились победители во Второй мировой войне.

– Просматриваются ли параллели между событиями 1956 года и нынешней волной массовых протестов в Будапеште?

– Уличный мятеж имеет совсем другой смысл при парламентской демократии (а у нас ведь сейчас парламентская демократия), нежели в условиях тоталитарного режима. И в 1956 году, и в 1968 году, и во времена польской «Солидарности» просто не было никакой другой возможности выразить свою политическую волю, чем выйти на улицу и даже, в крайней ситуации, взяться за оружие.


Венгерские бунтари намерены скинуть правительство неповиновением

"