Posted 23 сентября 2013,, 20:00

Published 23 сентября 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 02:14

Updated 8 марта, 02:14

У опасной черты

23 сентября 2013, 20:00
Попытка провести границы между Грузией и Южной Осетией, как и прогнозировали многие наблюдатели, поставила под удар вроде бы налаживающийся диалог между Москвой и Тбилиси. Демаркационная линия, которую российские пограничники оборудуют у грузинского села Двани, по утверждению сельчан и грузинских властей, отгородит мес

Работы по демаркации линии разделения (по терминологии Тбилиси) или государственной границы (по терминологии Москвы и Цхинвала) были начаты российскими пограничниками примерно два месяца назад. Особенно активно они начали действовать с этой осени, что мгновенно привело к обострению ситуации.

Как сообщают в Тбилиси, вчера пограничники дали дванцам двухдневный срок на то, чтобы собрать с этих полей урожай кукурузы. Работали сельчане на своих землях под присмотром пограничников. Там, где урожай был собран, они продолжили устанавливать колючую проволоку. Дванцы утверждают, что при демаркации пограничники передвинули «линию оккупации» вглубь территории Карельского района, контролируемого Тбилиси. Называются разные цифры – от 200 до 600 метров. За ситуацией наблюдают и представители грузинского МВД. Они подтверждают, что сельхозугодия фактически отрезаются от села. 17 сентября аналогичная ситуация сложилась у села Дици Горийского района Грузии, граничащего с Южной Осетией. В этом случае местные жители попытались помешать демаркационным работам, которые российские пограничники все же были вынуждены приостановить.

Официальный Тбилиси старается использовать все возможности для того, чтобы добиться острой реакции международных структур. Известно, что ситуация будет обсуждаться на встречах главы грузинского МИДа Майи Панджикидзе в рамках 68-й сессии Генеральной ассамблеи ООН в Нью-Йорке, а также в начале ноября – на очередном, 25-м раунде женевских консультаций по безопасности на Кавказе. Наконец (и это, вероятно, самое главное), может сорваться только-только начавшийся диалог двух стран. Ведь конфликты в Двани и Дици происходят на фоне переговоров заместителя главы российского МИДа Григория Карасина и специального представителя премьер-министра Грузии по связям с Россией Зураба Абашидзе. Их очередной, четвертый раунд завершился в Праге 19 сентября. А ведь в этом формате переговоров уже удалось немало добиться: восстановлены торговые связи, транспортное сообщение, российской стороной начата работа по визовой либерализации для граждан Грузии. Как рассказал в беседе с «НИ» г-н Абашидзе, в ходе последней встречи в Праге удалось решить технические вопросы, которые все еще оставались по темам транспортного сообщения и восстановления регулярных авиарейсов. Удалось договориться о присутствии грузинского консульского сотрудника в Сочи во время Олимпийских игр, чтобы он на месте мог решать консульские вопросы своих соотечественников, в первую очередь грузинских спортсменов. Был определен круг перспективных тем для следующего этапа российско-грузинского диалога.

Г-н Абашидзе прямо связал события у Дици с переговорами в Праге. «В принципе эти обострения происходят перед каждой нашей встречей, – сказал он «НИ». – Там всегда сложно, там и людей похищают, и «колючки» строят, что вызывает возмущение людей, нашу большую озабоченность. Но все как-то подчеркнуто обостряется каждый раз именно перед нашими встречами». Грузинский чиновник сообщил, что сложившуюся ситуацию он обсуждал с Карасиным, несмотря на то что сложные темы, касающиеся конфликтных регионов, обсуждаются в формате консультаций в Женеве. «Я высказал глубокую озабоченность грузинского правительства, подчеркнув при этом, что действия российской стороны являются грубым нарушением международного права и гуманитарных норм», – рассказал г-н Абашидзе.

"