Posted 23 июля 2006,, 20:00

Published 23 июля 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:16

Updated 8 марта, 09:16

Другая восьмерка

Другая восьмерка

23 июля 2006, 20:00
В субботу завершился двухдневный саммит глав государств–членов СНГ. Называть его результативным не решаются даже самые отчаянные оптимисты. Если предыдущий, «большой» саммит, который проходил в Санкт-Петербурге, мог похвастать хотя бы количеством первых лиц – в Россию приезжали лидеры всех развитых стран мира, – то вто

Встреча лидеров стран СНГ получилась какой-то «урезанной». Мало того, что до последнего момента так и не были ясны ее окончательный формат и повестка дня, пусть неформальная. Так, в Москве собрались лишь 8 (опять восьмерка, но совсем другая) из 12 лидеров стран СНГ. То есть Азербайджан, Таджикистан, Узбекистан, Киргизия, Молдавия, Казахстан, Белоруссия и Россия были представлены. Остальные – нет, и мотивировали это по-разному. Президент Армении Роберт Кочарян сообщил о том, что он простужен, глава Грузии Михаил Саакашвили не смог смириться с отказом Владимира Путина от двусторонних российско-грузинских переговоров, а их украинский коллега не приехал в Москву из-за сложной политической ситуации в стране (такова официальная формулировка, озвученная пресс-секретарем Ющенко Ириной Геращенко). Впрочем, в послании на имя Владимира Путина Виктор Ющенко счел необходимым вспомнить о том, что Россия – главный стратегический партнер его страны. Но наиболее оригинально выглядит позиция президента Туркмении Сапармурата Ниязова: еще в августе прошлого года, на таком же неформальном саммите в Казани туркменский вице-премьер объявил об отказе своей страны от полноправного членства Туркмении в СНГ и о переходе на положение «ассоциированного члена». Следовательно, саммиты в рамках СНГ Ашхабад уже не интересуют. Теперь же он проинформировал Москву о намерении отдохнуть в этот уикенд на берегу Каспия.

Те же, кто все-таки приехал, встретились вечером 21 июля за ужином в ресторане «Причал» (Жуковка). Непосредственно переговоры состоялись уже в субботу. Наиболее активно муссировалось реформирование структур СНГ. Так, формальный председатель Содружества президент Казахстана Нурсултан Назарбаев заявил о том, что «государства СНГ недовольны работой этой организации, всем известно, а некоторые очень сильно недовольны». По его мнению, нужно «дать второе дыхание» Содружеству, принимая и соблюдая соглашения. При этом Назарбаев привел удручающую статистику, согласно которой из принятых с 1991 года 1600 документов работает около 10%. По традиции, президент Казахстана воздал должное России, которая должна быть «центром продвижения и мотором интеграции стран Содружества».

Со временем, однако, может статься, что России придется «интегрировать» в компании лишь того же Казахстана, бывших советских республик Средней Азии да Белоруссии. Показательно ведь, что не найдя времени для личной встречи с Саакашвили, Владимир Путин все же провел двусторонние переговоры с президентом Таджикистана Эмомали Рахмоновым. Справедливости ради заметим: за все это надо благодарить отнюдь не только российское руководство. Как отмечают, например, многие киевские эксперты, после недавних заявлений украинского МИДа о неэффективности СНГ и о сомнениях Киева по поводу уместности своего пребывания в составе этой организации Виктору Ющенко даже не стоило планировать участие в саммите.

Президент Молдавии Владимир Воронин (крайний слева) все-таки успел шепнуть Владимиру Путину пару важных слов.
Фото: AP. SERGEI ZHUKOV

А вот президент Молдавии Владимир Воронин, у которого отношения с Кремлем последнее время вряд ли хоть в какой-то мере лучше, чем у того же Ющенко, решил рискнуть и поднять в Москве вопрос о винах и приднестровском конфликте. Приехав в российскую столицу, он заявил в одном из своих интервью, что «винная война» с Россией это «временное явление», и добавил, что «до сегодняшнего дня никто нам не прислал ни одного акта на бутылку некачественного вина». Говоря же о миротворцах, пребывающих на левом берегу Днестра, Воронин подчеркнул, что их миссия уже выполнена и российских военных необходимо заменить на гражданских наблюдателей. Вряд ли, однако, ему удалось хоть в чем-то убедить российских оппонентов.

В сухом остатке московских встреч и переговоров остается все тот же план Нурсултана Назарбаева по реорганизации СНГ. По словам казахстанского лидера, необходимо найти такие схемы, которые бы удовлетворяли всех. Речь идет о совместной миграционной политике, транспортной системе, совместных планах в области образования и различных гуманитарных проектах. «К ноябрьской встрече глав государств СНГ в Минске мы договорились обсудить конкретные вопросы и принять структуру решение», – сказал Назарбаев.

Но будет ли «следующая остановка» – в Минске – более результативной? Особенно если учесть нарастающую конфронтацию президента Лукашенко с западным миром, со многими государствами которого у ряда стран СНГ сложились вполне партнерские отношения? Вопросы, как выясняется, риторические.

ПОЧЕМУ НА МОСКОВСКИЙ САММИТ НЕ ПРИЕХАЛИ ПРЕЗИДЕНТЫ УКРАИНЫ И ГРУЗИИ?

Анатолий КИНАХ, экс-секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины, депутат Верховной рады от «Нашей Украины»:
– Учитывая развитие событий в Украине, президент решил, что ему надо остаться в стране. Это, во-первых. А во-вторых, если уж Украина усиливает контакты, которые касаются украинско-российских отношений, то очень важно пройти путь восстановления эффективной деятельности парламента, формирования системного высокопрофессионального кабинета министров. Потому что государство, в котором парламент не работает, а правительство исполняет обязанности, никто серьезно не хочет воспринимать. Так что сначала надо решить внутренние проблемы, консолидировать нашу политическую волю, интеллект и на этой основе углублять защиту наших внешнеполитических интересов. Нам надо тщательно готовить заседание межгосударственной комиссии под председательством президентов Ющенко и Путина. Это также зависит от формирования исполнительной власти. Я не думаю, что отказ Ющенко принять участие во встрече как-то негативно повлияет на развитие украинско-российских отношений.

Андрей ШКИЛЬ, депутат фракции Блока Юлии Тимошенко, член комитета Верховной рады по иностранных делам:
– Президент Ющенко остается четким сторонником европейской интеграции. Что такое сейчас СНГ? Это клуб по интересам. Я имею интерес – я еду, не имею интереса – не еду. И то, что Ющенко не поехал, может только вызвать раздражение у пророссийски настроенной «антикризисной коалиции». Но это решение президента. Это то минимальное, что президент оставил за собой, и я уверен, что он этим не поступится. Ющенко демонстративно информирует Запад, что он остается верен западному вектору внешней политики страны.

Тарас ЧЕРНОВОЛ, один из лидеров фракции Партии регионов в Верховной раде:
– Ющенко не поехал, потому что был просто не готов к этому саммиту. Сам персонально. Если бы он был сейчас достаточно сориентирован, чем он должен заниматься, он сам мог бы организовать через свои референтские группы достаточно материала, с которым можно было поехать на этот саммит. Но дело в том, что министерство иностранных дел, которое должно было бы создать общий фон для работы президента, в частности, наработать материалы для выступления на саммите, просто недееспособно, к сожалению.

Пата ЗАКАРЕШВИЛИ, представитель британской неправительственной организации «Ресурсы примирения» в Грузии:
– Президент России отказался от отдельной встречи с Михаилом Саакашвили в рамках саммита по той причине, что данная встреча могла быть рекламной для грузинского президента. Владимир Путин, видимо, решит встретиться с Саакашвили в другое время, возможно, осенью. К тому времени температура политических разногласий в российско-грузинских отношениях, возможно, понизится. В частности, вопрос вывода российских миротворцев не будет так актуален, ведь не секрет, что известное решение парламента было специально подготовлено к московскому саммиту.

Георгий ХУЦИШВИЛИ, руководитель тбилисского Международного центра по конфликтам и переговорам:
– Несостоявшийся визит Саакашвили в Москву поставил под сомнение реальность выполнения постановления грузинского парламента о незамедлительном выводе российских миротворцев с территории Грузии. Создается впечатление, что грузинская сторона всячески старается форсировать процесс переговоров по поводу конфликтов, однако Россия никак не соглашается на ускоренное решение этого вопроса. Что же касается возможной актуализации вопроса выхода Грузии из СНГ, то эта тема пока застопорилась.

Подготовили Яна СЕРГЕЕВА (Киев) и Ирина БАРАМИДЗЕ (Тбилиси)

"