Posted 23 марта 2015,, 21:00

Published 23 марта 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 04:00

Updated 8 марта, 04:00

Больше, чем надеялись

Больше, чем надеялись

23 марта 2015, 21:00
Во Франции прошел первый и самый важный тур выборов в департаментские советы – местные органы власти, избираемые на шесть лет. Само голосование едва ли привлекло бы особое внимание за пределами страны, если бы не контекст, в котором оно проходило. Эти выборы могли отчасти прояснить ответ на вопрос, кто станет сопернико

Именно экс-руководитель страны, относительно недавно вернувшийся в большую политику, вправе считать себя победителем этих выборов. И хотя далеко не всех эксперты склонны связывать успех с именем Саркози, факт остается фактом: UMP завоевал больше голосов, чем ему прочили. «Союз за народное движение» собрал почти 29% голосов избирателей и еще может реально улучшить свой результат. Окрыленный успехом, Саркози даже заявил о том, что во втором туре, который пройдет 29 марта, UMP не будет ни с кем блокироваться, а рассчитывает исключительно на своих избирателей.

А вот считавшемуся фаворитом «Национальному фронту» (FN) Марин Ле Пен союзники бы не помешали: он набрал 25% – ниже, чем прогнозировалось. Правда, блокироваться с ультраправыми желающих нет. Впрочем, как показали департаментские выборы, и опасающихся FN во Франции немного. Правящие сейчас социалисты, строившие свою кампанию на запугивании избирателей приходом ультраправых, набрали лишь 21%. Это несколько больше, чем прогнозировалось. Однако очевидно, что сохранить контроль над 61 из 96 департаментов континентальной Франции им вряд ли удастся.

Безусловно, свою роль тут сыграло обвальное падение рейтинга лидера социалистов и президента страны Франсуа Олланда. Он давно уже является самым непопулярным лидером Франции новейшего времени. Сказывается прежде всего неудачная внутренняя политика и его неспособность выполнить целый ряд важных предвыборных обещаний. Он не смог снизить безработицу (при нем она только выросла), ввел новые налоги и вообще проводит ту политику, за которую нещадно критиковал своего предшественника Саркози.

По мнению руководителя Центра французских исследований Института Европы РАН Юрия Рубинского, можно сказать, что в первом туре выиграли все основные политические игроки – в том смысле, что и FN, и UMP, и социалисты остались основными конкурентами в борьбе за власть. Кроме того, отчасти нынешнее голосование прояснило ответ на вопрос, кто может быть участником борьбы за президентское кресло на выборах 2017 года. «Если ничего радикально не изменится, первый тур успешно пройдет Ле Пен, – считает эксперт. – А вот кто будет ее соперником, непонятно. Судя по всему, больше шансов есть у кандидата от UMP. Однако вовсе не факт, что им будет Саркози. Согласно опросам, большинство французов не хотят его возвращения во власть, да и молодых конкурентов в партии у него появилось немало».

Кстати, эксперт не склонен рассматривать вслед за многими наблюдателями первый тур департаментских выборов как свидетельство поражения Ле Пен. «Для нее важно то, что она продолжает методично внедрять свои идеи на местах. А без поддержки на местах у любой партии нет будущего», – заметил Рубинский. Особенно эта мысль справедлива для FN. Отцу нынешнего лидера этой организации, основателю «Народного фронта» Жану-Мари Ле Пену, местные избирательные кампании давались очень сложно. Видимо, Марин решила кардинально изменить эту ситуацию.

"