Posted 23 марта 2010,, 21:00

Published 23 марта 2010,, 21:00

Modified 8 марта, 06:55

Updated 8 марта, 06:55

Ковбой станет невидимкой

23 марта 2010, 21:00
Мировой табачный гигант Philip Morris предпринял отчаянную попытку остановить европейское наступление на верных потребителей своей продукции, подав судебные иски против правительств Финляндии и Норвегии. В этих странах в конце прошлого года было решено запретить рекламу табачных изделий в розничной торговле, чтобы сокр

В Финляндии, как ожидается, законопроект, подготовленный министерством здравоохранения, будет одобрен парламентом в апреле и уже тогда станет обязательным для исполнения. Антитабачный закон «финского разлива» в случае его принятия станет еще жестче, чем норвежский. В розничной торговле будет запрещено вывешивать даже сообщения о наличии сигарет. Покупателям придется каждый раз осведомляться у продавцов, торгуют ли они табачными изделиями, и если да, имеется ли в наличии та или иная марка. Разработчики закона посчитали, что психологические сложности, связанные с приобретением вредного товара, отпугнут прежде всего школьников, желающих приобщиться к вредной привычке.

Дело в том, что уже действующие меры воздействия, в частности запрещение продажи табачных изделий несовершеннолетним, повышение цен и снабжение пачек сигарет устрашающей рекламой – от фотографий разрушенных раком органов курильщиков до надписей типа «Из-за курения вы умрете молодыми», – желаемого эффекта не принесли. Исследования показывают, что многочисленные ряды курильщиков прирастают сегодня за счет юных девушек, которых к сигарете толкают страх потолстеть и желание самоутвердиться. Парни «тушат огонек», но на их место приходят представительницы прекрасного пола, для многих из которых курение стало символом подтверждения того, что они занимают равноправное положение в обществе.

Юристы Philip Morris в своих исках к Норвегии и Финляндии ссылаются на целый ряд нарушений, допущенных авторами антитабачного закона. Прежде всего они подвергают сомнению утверждение о том, что запрет на демонстрацию соответствующей продукции каким-либо образом воздействует на здоровье нации. В качестве доказательства они приводят пример Исландии, где подобный закон был введен еще в 2001 году, однако никаких видимых позитивных эффектов не принес. Второе нарушение, сделанное норвежскими и финскими властями, касается, по мнению Philip Morris, вторжения в сферу защиты торговой марки. На раскрутку «кэмеловских верблюдов», «ковбоев от Мальборо» и других брендов были затрачены гигантские деньги на протяжении десятилетий. Если покупатели не будут видеть любимых марок, расходы на их маркетинг окажутся бесполезными. Это, по мнению «табачных крючкотворов», противоречит целому ряду законов, защищающих в ЕС и европейской экономической зоне, куда входит Норвегия, право на равную конкуренцию.

Что же касается Исландии, на которую ссылаются табачники, то, как уверяют норвежские обозреватели, там принятые меры не привели к падению спроса в силу специфики истории страны. До 1944 года она входила в состав Дании, рассматривавшей островитян как детей, которые нуждаются в жестком контроле взрослых. Стремясь снизить потребление алкоголя в Исландии, Копенгаген разрешил продавать там только один вид водки, снабдив ее отталкивающего вида этикеткой и укрыв в самые дальние уголки магазинов. Эффект оказался прямо противоположным. Продажи резко возросли, поскольку исландцы стали рассматривать покупку «сорокаградусной» как проявление патриотизма. Даже сегодня, когда на прилавках местных магазинов полно бутылок с самыми привлекательными этикетками, особым спросом пользуется та самая, «антидатская» полуподпольная водка с унылым оформлением. Укрытые от глаз потребителей сигареты с угрожающими надписями, как считают некоторые культурологи, пробудили у многих исландцев «водочные воспоминания» периода датского владычества. Табачные изделия стали покупаться в том числе и из чувства протеста против «элиты», пытающейся навязать народу свои представления о стиле жизни.

"